Инструкция по пожарной безопасности для АТЦ и стоянок


Настоящая инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»,   Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390, Правилами пожарной безопасности для предприятий и организаций газовой промышленности (ВППБ 01-04-98*) и является обязательной для выполнения всеми работниками и служащими ЛПУМГ

1.Общие положения

1.1. Настоящая инструкция устанавливает единые требования по обеспечению пожарной безопасности в гараже, автостоянке и на автотранспорте, и является обязательной для выполнения всеми работниками и служащими  ЛПУМГ а также для работников других организаций по обеспечению мер пожарной безопасности в гараже, автостоянке и на автотранспорте.

1.2. Невыполнение требования настоящей инструкции влечет за собой дисциплинарную, административную,  уголовную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

1.3. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в гараже, автостоянке и на автотранспорте возлагается на начальника АТЦ, назначенного приказом руководителя филиала. На период его отсутствия, ответственность за пожарную безопасность возлагается на лицо, назначенное приказом начальника управления.

1.4. Ответственность за сообщение на ГЩУ (сменному диспетчеру) или на коммутатор (дежурному телефонисту) о возникновении пожара и оповещению непосредственного руководителя возлагается на всех работников филиала, работников сторонних организаций обнаружившими пожар или признаки горения (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.).

1.5. Ответственность за сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану, (информирование) руководства ЛПУМГ, сбор членов ДПК, дежурных служб объекта, возлагается на сменного диспетчера и дежурного телефониста.

1.6. До прибытия  пожарной охраны ответственность за организацию спасания и эвакуацию людей, тушения пожара имеющимися силами и средствами, возлагается на начальника управления, в его отсутствии на главного инженера.

1.7. Ответственность за проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты), возлагается на лиц ответственных за эксплуатацию данных систем и оперативный персонал, назначенный приказом начальником управления.

1.8. Ответственность за отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты) возлагается на начальника службы ЭВС. В его отсутствие на лицо, назначенное приказом начальника управления. При тушении пожара  в электроустановках и на электрооборудовании выдают допуск установленной формы.

1.9. Ответственность за отключение агрегатов, аппаратов, коммуникаций, систем вентиляции, созданию условий по предотвращению развития пожара,  возлагается на ответственного за эксплуатацию  данного оборудования.

1.10. Ответственность за прекращение всех работ в здании, открытой площадке, кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара, возлагается на руководителей цехов, служб, а также на лиц ответственных за производство работ повышенной опасности (огневых и газоопасных и др.).

1.11. Ответственность за удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара, возлагается на  начальника цеха, службы. В его отсутствие на лицо, назначенное приказом начальника управления.

1.12. Ответственность за осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны, возлагается на начальника управления, в его отсутствии на главного инженера.

1.13. Ответственность за обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара возлагается на начальника управления, в его отсутствии на главного инженера.

1.14. Ответственность за организацию проведения тушения пожара, эвакуации и защиты материальных ценностей, возлагается на начальника управления, в его отсутствии на главного инженера.

1.15. Ответственность за встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара, места расположения источников противопожарного водоснабжения возлагается на начальника цеха, службы данного объекта. В его отсутствия на лицо, назначенное приказом начальника управления.

1.16. Ответственность за сообщений  пожарной охране, и другим привлекаемым подразделениям участвующим в тушении пожара и проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах, возлагается на начальника управления, в его отсутствии на главного инженера.

1.17. По прибытии пожарного подразделения, ответственность за информирование руководителя тушения пожара, о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара, возлагается на начальника управления,  в его отсутствии на главного инженера.

1.18. Ответственность за организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития, возлагается на начальника управления, в его отсутствии на главного инженера.

1.19. При выполнении работ повышенной опасности (огневых, газоопасных, строительно-монтажных, верхолазных и др.) противопожарные мероприятия в случае возникновения пожара осуществляет ответственные за подготовительные и производство работ, а также непосредственно начальники цехов, служб  на чем оборудовании, участке, цеха проводятся работы или в их отсутствие на лиц, их замещающих в установленном порядке.

2.Основные требования пожарной безопасности

2.1. Территория гаража и стоянки автомобилей в пределах противопожарных разрывов должна своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы.

2.2. Служебные помещения дежурного и обслуживающего персонала, кладовые допускается размещать не ниже первого подземного этажа.

2.3. Размещение других технических помещений на этажах не регламентируется.

2.4. Указанные помещения должны быть отделены от помещений хранения автомобилей противопожарными перегородками 1-го типа.

2.5. Для  помещений  хранения  транспорта в количестве более 25 единиц должен быть разработан план расстановки транспортных средств с описанием очередности и порядка их эвакуации в случае пожара.

2.6. Помещения для стоянки и площадки открытого хранения транспортных  средств (кроме индивидуального) должны быть оснащены буксирными тросами и штангами из расчета один  трос  (штанга)  на  10 единиц техники.

2.7. Мойку деталей на постах ТО и ТР запрещается производить легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.. Для этих целей должны применяться негорючие составы, пасты, растворители и эмульсии.

2.8. При проведении работ, связанных со снятием топливных баков, а также ремонтов топливопроводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние должны быть полностью освобождены от топлива. Пролитые на пол ГСМ следует немедленно удалять.

2.9. Огневые и пожароопасные работы с применением открытого огня, должны проводиться только при наличии наряда-допуска на проведении огневых работ, оформленного в установленном порядке.

2.10. При невозможности снятия топливного бака необходимо предпринять меры обеспечивающие пожарную безопасность,  для чего  горловину  топливного бака  и  сам  бак закрыть листом железа или асбеста от попадания в него искр, очистить зоны сварки от остатков масла, ЛВЖ и ГЖ, а поверхности прилегающих участков - от горючих материалов. При электросварочных работах необходимо дополнительно заземлить раму и  кузов автомобиля.

2.11. Покрасочные работы производить в специально  оборудованных для  этих целей помещениях или на открытых площадках.  Запрещается применять бензол,  метанол и пиробензол (петролейный эфир)  в  качестве  растворителей и разбавителей для лакокрасочных материалов. Во всех случаях,  где это возможно,  следует ограничить применение толуола и ксилола в лакокрасочных материалах (не более 15%).

2.12. Для производства работ с использованием ЛВЖ  и  ГЖ  должен применяться  инструмент,  изготовленный  из материалов,  не дающих искр (алюминия,  бронзы, меди, пластмасс). Инструмент и оборудование после работы с ЛВЖ и ГЖ следует промывать на открытой площадке.

2.13. Разлитые на пол краски и растворители  необходимо  немедленно убирать  с  применением  сухого песка или опилок и удалять с места окраски в специально отведенное место.

2.14. Обтирочную ветошь и вату после употребления необходимо складывать в металлические ящики с крышками  и  по  окончании каждой  смены  выносить из производственных помещений в специально отведенное место.

2.15. Электропроводка  в гараже должна соответствовать ПУЭ,  ПЭЭ  и  ПТБ  при  эксплуатации электроустановок  потребителей.

2.16. Применяемые в гаражах переносные лампы должны быть напряжением не более 12 В. Лампы должны быть защищены стеклянными колпаками с сеткам, а провода иметь дополнительную защиту от  механических повреждений.

2.17. Пользоваться открытым огнем для разогрева машин  запрещается. Для этой цели используются горячие вода или песок, пар.

2.18. Не допускается разделение машиномест перегородками на отдельные боксы.

2.19. Покрытие пола автостоянки должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов и рассчитано на сухую (в том числе механизированную) уборку помещений.

2.20. Покрытие рамп и пешеходных дорожек на них должно исключать скольжение.

2.21. Покрытие пола должно быть из материалов, обеспечивающих группу распространения пламени по такому покрытию не ниже РП 1.

2.22. Автомобили, прибывший в гараж, должны быть оборудованы исправным, сертифицированными огнетушителями.

2.23. Курить разрешается только в специально оборудованном для этого месте, обозначенном знаком.

2.24. Служебные помещения дежурного и обслуживающего персонала, технические помещения должны оборудоваться:

- автоматической пожарной сигнализацией;

- системой оповещения людей о пожаре;

- системой общеобменной вентиляции;

- пожарными кранами;

- сертифицированными переносными огнетушителями;

- знаками пожарной безопасности;

- электрическими фонариками (на случай отключения освещения).

2.25. Места стоянок автотранспорта в гараже должны оборудоваться:

- двумя выездами, буксировочными тросами из расчета один трос на 10 автомобилей;

- автоматической пожарной сигнализацией;

- системой оповещения людей о пожаре;

- сертифицированными переносными и передвижными огнетушителями,

- знаками пожарной безопасности

2.26. Наружные проезды и площадки у выходов из гаража должны своевременно очищаться от снега и льда.

2.27. Специальные огнезащитные покрытия, нанесенные на открытую поверхность конструкций, должны периодически восстанавливаться или заменяться при их разрушении или в соответствии со сроком эксплуатации, установленным в технической документации на эти покрытия.

2.28. Должен быть разработан план эвакуации, расстановки автомобилей с указанием очередности и порядка эвакуации.

2.29. Должно быть предусмотрено дежурство в ночное время, выходные и праздничные дни, а также определен порядок хранения ключей зажигания.

2.30. В местах проезда автомобилей высота помещений и ворот от пола до низа выступающих конструкций и подвесного оборудования должна превышать не менее чем на 0,2 м наибольшую высоту автомобиля и должна быть не менее 2,0 м.

2.31. Пути движения автомобилей внутри автостоянок должны быть оснащены ориентирующими водителя указателями.

2.32. Параметры мест для хранения автомобилей и проездов на автостоянке, расстояния между автомобилями на местах хранения, а также между автомобилями и конструкциями здания определяются проектом в зависимости от типа (класса) автомобилей, габаритов автомобилей, их маневренности и расстановки с учетом требований ОНТП 01-91.

2.33. Минимальные размеры мест хранения следует принимать: длина места стоянки - 5,0 м, ширина - 2,3 м.

2.34. Помещения содержать в чистоте. Упаковочный материал необходимо удалять ежедневно по мере его накопления.

2.35. По окончании работы лицо, ответственное за противопожарный режим помещения, или работник, должен проверить противопожарное состояние помещения и обесточить электрооборудование.

2.36. Пролитые на пол ГСМ должны быть немедленно убраны при помощи песка.

2.37. Рабочую одежду необходимо хранить в специальных шкафах.

2.38. В целях предотвращения возникновения пожара в боксах гаражей и на открытых площадках хранения транспорта запрещается:

- курить и пользоваться открытым огнем;

- устанавливать транспортные средства в количестве, превышающем норму,  нарушать план их расстановки,  уменьшать расстояние  между автомобилями;

- загромождать выездные ворота и проезды;

- держать транспортные средства с открытыми горловинами топливных баков, а также при наличии течи горючего и масла;

- заправлять транспортные средства горючим  и  сливать  из  них топливо;

- хранить тару из-под горючего,  а также горючее и масла

- подзаряжать аккумуляторы  непосредственно   на   транспортных средствах;

- подогревать двигатели источниками открытого огня (кострами, факелами, паяльными лампами), а также пользоваться ими для освещения во время технического осмотра, проведения ремонтных и других работ,

- устанавливать на общих стоянках транспортные средства для перевозки ЛВЖ и ГЖ, а также ГГ.

- допускать скопление на двигателе и его картере грязи и масла;

- оставлять в кабине и на двигателе использованные обтирочные материалы;

- эксплуатировать автомобиль с неисправными приборами системы питания;

- подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор непосредственно из ёмкости через шланг или иными способами;

- ставить автомобили на хранение с неисправной электропроводкой, системой питания и включенным отключателем массы (там, где он имеется).

- устанавливать автомобили в количествах, превышающих норму, нарушать план их расстановки, уменьшать расстояние между автомобилями;

- хранить горючее (бензин, дизельное топливо, баллоны с газом), за исключением хранения топлива в баках автомобилей;

- оставлять на местах стоянки груженые автомобили;

- заправлять автомобили горючим (заправка автомобилей топливом разрешается только на заправочном пункте);

- хранить тару из-под легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

- производить кузнечные, термические, сварочные, малярные и деревообделочные работы;

- оставлять в автомобиле промасленные обтирочные материалы и грязную рабочую одежду по окончании работ;

- оставлять автомобили с включенным зажиганием;

- мыть нефтепродуктами кузова автомобилей, детали, агрегаты, стирать спецодежду;  для мойки должны применяться негорючие составы, пасты, растворители и эмульсии (в отдельных случаях допускается применение моющих ЛВЖ и ГЖ, при условии строгого соблюдения необходимых мер пожарной безопасности, в специально оборудованных местах, обеспеченных первичными средствами пожаротушения).

3.Порядок действия при пожаре

3.1. При возникновении пожара, действия работников ЛПУМГ в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности и эвакуации людей.

3.2. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.) необходимо:

- немедленно сооб­щить диспетчеру ГКС ,  дежурному телефонисту службы связи  , при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

- принять посильные меры по эвакуации людей и тушению пожара;

- поставить в известность об обнаружении пожара руководство ЛПУМГ.

3.3. Приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротуше­ния (к тушению пожара приступать только в случае отсутствия явной угрозы жизни и наличию возможности покинуть опасное место в любой момент тушения пожара).

3.4. Организовать встречу подразделений пожарной охраны, оказать по­мощь в выборе пути для подъезда к очагу пожара.