Инструкция по пожарной безопасности для водителя автоцистерны, перевозящего легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (ЛВЖ и ГЖ)


   Настоящая инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»,   Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390, Правилами пожарной безопасности для предприятий и организаций газовой промышленности (ВППБ 01-04-98*), СниП 21-02-99 «Стоянки автомобилей» и является обязательной для выполнения всеми работниками и служащими ЛПУМГ

1.Общие положения

 1.1. Настоящая инструкция устанавливает единые требования по обеспечению пожарной безопасности для водителя автоцистерны, перевозящего легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (ЛВЖ и ГЖ), и является обязательной для выполнения всеми работниками и служащими ЛПУМГ, а также для работников других организаций перевозящие легковоспламеняющиеся и горючи  жидкости.

1.2. Невыполнение требования настоящей инструкции влечет за собой дисциплинарную, административную,  уголовную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

1.3. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности по перевозке легковоспламеняющихся и горючих жидкостей возлагается водителя автоцистерны перевозящего ЛВЖ и ГЖ.

1.4. Ответственность за сообщение на ГЩУ (сменному диспетчеру) или на коммутатор (дежурному телефонисту) о возникновении пожара и оповещению непосредственного руководителя возлагается на всех работников филиала, работников сторонних организаций обнаружившими пожар или признаки горения (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.).

1.5. Ответственность за сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану, (информирование) руководства ЛПУМГ, сбор членов ДПК, дежурных служб объекта, возлагается на сменного диспетчера и дежурного телефониста.

 2.Основные требования пожарной безопасности

2.1. Автоцистерны, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (далее ЛВЖ и ГЖ), должны ставиться на стоянку в отдельно стоящих одноэтажных зданиях или на специально отведенных для этой цели открытых площадках в соответствии с нормативной документацией.

2.2. Перед въездом АЦ на территорию склада ГСМ работники склада обязаны проверить внешним осмотром автоцистерну на отсутствие течи топлива из топливного бака и цистерны.

2.3. Степень заполнения цистерны и топливных баков АЦ не должна превышать 95% их внутреннего геометрического объема.

2.4. Наполнение резервуаров топливом следует выполнять только закрытым способом. Выход паров топлива в окружающее пространство, помимо трубопроводов деаэрации резервуаров (камер), должен быть исключен.

2.5. Перед заполнением резервуара (камеры) топливом из АЦ необходимо замерить уровень топлива в резервуаре (камере) и убедится в исправности противоаварийных систем. Процесс заполнения резервуаров должен контролироваться работниками склада ГСМ и водителем АЦ.

2.6. При нахождении на территории склада ГСМ автоцистерны наличие других транспортных средств, посторонних лиц и других АЦ не допускается.

2.7. На складах ГСМ с подземными резервуарами и отнесенными от них топливораздаточными колонками (далее ТРК) допускается осуществление операции по заправке транспортных средств из резервуаров, в которые не производится наполнение топливом из АЦ, при условии использования одной АЦ, оборудованной донным клапаном по ГОСТ Р.50913-96 «Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования». При этом должен быть предусмотрен обособленный проезд для АЦ по территории склада ГСМ.

2.8. Операции по наполнению резервуаров склада ГСМ из АЦ, не оборудованных донным клапаном по ГОСТ Р.50913-96 «Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования», должны проводиться в следующей последовательности:

— установить у заправочной площадки для АЦ и привести в готовность два передвижных порошковых огнетушителя ОП-50;

— перекрыть лоток отвода атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, с заправочной площадки для АЦ и открыть трубопровод отвода топлива в аварийный резервуар;

— операции наполнения резервуаров склада ГСМ топливом. Указанные операции должны проводиться с участием не менее двух работников склада ГСМ и водителя АЦ.

2.9. АЦ во время слива ГЖ и ЛВЖ  должна быть присоединена к заземляющему устройству. Гибкий заземляющий проводник должен быть постоянно присоединен к корпусу АЦ и иметь на конце струбцину или наконечник на болт для присоединения к заземляющему устройству.

2.10. При наличии инвентарного проводника заземление надо произвести  в следующем порядке: заземляющий проводник вначале присоединяется к корпусу цистерны, а затем к заземляющему устройству.

2.11. Не допускается присоединять заземляющие проводники к окрашенным и загрязненным металлическим частям АЦ. Каждая цистерна автопоезда должна быть заземлена отдельно, до полного слива из нее нефтепродукта.

2.12. Перед ремонтом АЦ для перевозки ЛВЖ и ГЖ ее необходимо полностью очистить от остатков груза и надежно закрепить.

 3.Порядок действия при пожаре

3.1. При возникновении пожара, действия работников ЛПУМГ в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности и эвакуации людей.

3.2. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.) необходимо:

— немедленно сооб­щить диспетчеру ГКС по телефону (в случаи отсутствия телефонной связи по радиосвязи),  дежурному телефонисту службы связи , при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

— принять посильные меры по эвакуации людей и тушению пожара;

— поставить в известность об обнаружении пожара руководство ЛПУМГ.

3.3. Приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротуше­ния (к тушению пожара приступать только в случае отсутствия явной угрозы жизни и наличию возможности покинуть опасное место в любой момент тушения пожара).

3.4. Организовать встречу подразделений пожарной охраны, оказать по­мощь в выборе пути для подъезда к очагу пожара.