Главная»Инструкция по эксплуатации воздушных линий электропередач
Инструкция по эксплуатации воздушных линий электропередач
Настоящая инструкция разработана на основании:
- «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» утв. приказом №6 Минэнерго России от 13.01.03 г;
- «Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок» утв. приказом №163 Минэнерго РФ от 27.12.2000 г.;
- «Единой системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО «Газпром» ВРД-39-1.14-021-2001;
- «Правил устройства электроустановок» 7-ое издание утв. приказом Минэнерго РФ от 20 мая 2003г. № 187.
1.Область применения инструкции.
1.1. Действие настоящей инструкции распространяется на воздушные линии электропередачи, находящиеся в подразделениях предприятия .
1.2. Каждый работник, если он сам не может принять меры к устранению нарушений Инструкции, обязан немедленно сообщить своему непосредственному, а в случае его отсутствия - вышестоящему руководителю о всех замеченных им нарушениях Инструкции, а также о неисправностях оборудования и применяемых при работах машин, механизмов, инструмента и средств защиты, представляющих опасность для людей или для нормальной работы оборудования.
2.Общие требования к устройству воздушных линий.
2.1. При монтаже и ремонтах воздушных линий должны соблюдаться общие требования правил устройства, изложенные в настоящем разделе.
2.2. Эксплуатационный персонал обязан контролировать соблюдение этих требований монтажными и ремонтными организациями, а так же принимать меры к выявлению и устранению возникших в процессе эксплуатации нарушений.
2.3. Все вновь сооружаемые и реконструируемые ВЛ и токопроводы должны быть выполнены в соответствии с проектной документацией.
2.4. При эксплуатации ВЛ должны строго соблюдаться «Правила охраны электрических сетей» и контролироваться их выполнение. Предприятие, эксплуатирующее ВЛ, должно информировать другие предприятия, фермерские хозяйства и др., находящиеся в районе прохождения ВЛ, о требованиях указанных Правил. Предприятие, которому принадлежит ВЛ, должно принимать меры к приостановлению работ в охранной зоне ВЛ, выполняемых другими предприятиями, и частными лицами с нарушением Правил охраны электрических сетей, и привлекать нарушителей к ответственности в установленном порядке.
2.5. При техническом обслуживании и ремонте ВЛ должны использоваться специальные машины, механизмы, транспортные средства, такелаж, оснастка, инструмент и приспособления. Бригады, выполняющие работы на ВЛ, должны быть оснащены средствами связи со своими предприятиями и диспетчерскими пунктами.
2.6. Конструктивные изменения опор и других элементов ВЛ и токопроводов, а также способа закрепления возможны лишь при наличии технической документации (обоснования) и с разрешения ответственного за электрохозяйство предприятия.
2.7. На опорах ВЛ на высоте 2.5 - 3.0 м должны быть нанесены следующие постоянные знаки:
- порядковый номер - на всех опорах;
- номер ВЛ или ее обозначение - на концевых опорах, на опорах в месте пересечения линий, на первых опорах ответвлений от линии, на опорах в месте пересечения ВЛ с автомобильными или железными дорогами, на всех опорах участков трассы с параллельно идущими линиями. На двух-цепных опорах кроме того должна быть обозначена соответствующая цепь;
- предупреждающие плакаты - на всех опорах участка ВЛ, расположенного в населенной местности.
2.8. В сетях с изолированной нейтралью крюки и штыри фазных проводов, устанавливаемые на железобетонных опорах и арматура опор должны быть заземлены. Сопротивление заземляющего устройства не более 50 ом.
2.9. Крюки, штыри и арматура опор линий до 1 кВ, ограничивающие пролет пересечения, а так же опор с совместной подвеской проводов до 1 кВ и выше 1 кВ подлежат заземлению. Сопротивление заземляющего устройства в этом случае - не более 30 ом.
3.Порядок эксплуатации.
3.1. Трассу ВЛ необходимо периодически расчищать от кустарников и деревьев и содержать в безопасном в пожарном отношении состоянии; следует поддерживать установленную проектом ширину просек и проводить обрезку деревьев. Обрезку деревьев, растущих в непосредственной близости к проводам, производит персонал предприятия, эксплуатирующего ВЛ.
3.2. Деревья, создающие угрозу падения на провода и опоры, должны быть вырублены с последующим уведомлением об этом организации, в ведении которой находятся насаждения, и оформлением лесорубочных билетов.
3.3. Антикоррозионное покрытие неоцинкованных металлических опор и металлических элементов железобетонных и деревянных опор, а также стальных тросов и оттяжек проводов должно восстанавливаться по распоряжению ответственного за электрохозяйство предприятия.
3.4. На участках ВЛ и токопроводов, подверженных интенсивному загрязнению, должна применяться специальная или усиленная изоляция и при необходимости проводиться чистка (обмывка) изоляции, замена загрязненных изоляторов.
3.5. В зонах интенсивных загрязнений изоляции птицами и в местах их массовых гнездований должны использоваться устройства, исключающие посадку птиц над гирляндами или отпугивающие их.
3.6. При эксплуатации ВЛ в пролетах пересечения действующей ВЛ с другими ВЛ и линиями связи на каждом проводе или тросе проходящей сверху ВЛ допускается не более двух соединений; количество соединений проводов и тросов на ВЛ, проходящей снизу, не регламентируется.
3.7. Предприятие, эксплуатирующее ВЛ, должно содержать в исправном состоянии:
- сигнальные знаки на берегах в местах пересечения ВЛ судоходной или сплавной реки, озера, водохранилища, канала, установленные в соответствии с уставом внутреннего водного транспорта по согласованию с бассейновым управлением водного пути (управлением каналов);
- постоянные знаки, установленные на опорах в соответствии с проектом ВЛ и требованиями НТД.
3.8. Предприятие, эксплуатирующее ВЛ, должно следить за исправностью габаритных знаков, устанавливаемых на пересечениях ВЛ с шоссейными дорогами, и габаритных ворот в местах пересечения ВЛ с железнодорожными путями, по которым возможно передвижение негабаритных грузов и кранов. Установку и обслуживание габаритных ворот и знаков на пересечениях осуществляют организации, в ведении которых находятся железнодорожные пути и шоссейные дороги.
3.9. В электрических сетях 6-35 кВ с малыми токами замыкания на землю допускается работа ВЛ с заземленной фазой до устранения замыкания; при этом персонал обязан отыскать место повреждения и устранить его в кратчайший срок. Предприятия должны быть оснащены переносными приборами для определения мест замыкания на землю на ВЛ 6-35 кВ.
3.10. Плановый ремонт и реконструкция ВЛ, проходящих по сельскохозяйственным угодьям, должны проводиться по согласованию с землепользователями.
3.11. Работы по предотвращению нарушений в работе ВЛ и ликвидации последствий таких нарушений могут производиться в любое время года без согласования с землепользователями, но с уведомлением их о проводимых работах. После выполнения указанных работ предприятие, эксплуатирующее ВЛ, должно привести земельные угодья в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению, а также возместить землепользователям убытки, причиненные при производстве работ.
3.12. При совместной подвеске на опорах проводов ВЛ и линий другого назначения, принадлежащих другим предприятиям , плановые ремонты ВЛ должны проводиться в согласованные с этими предприятиями сроки. При авариях ремонтные работы должны проводиться с уведомлением этих предприятий. Стороннее предприятие, проводящее работы на принадлежащих ему проводах, обязано не позднее чем за 3 дня до начала работ согласовать их проведение с предприятием, эксплуатирующим ВЛ.
4.Объемы и сроки регламентного обслуживания
4.1. На ВЛ должны быть организованы периодические и внеочередные осмотры. Периодические осмотры ВЛ проводятся по графику утвержденному ответственным за электрохозяйство предприятия. Периодичность осмотров каждой ВЛ по всей длине должна быть не реже 1 раза в 6 месяцев. Кроме того, не реже 1 раза в год инженерно - технический персонал должен проводить выборочные осмотры отдельных участков линий, включая все линии (участки), подлежащие ремонту.
4.2. Внеочередные осмотры ВЛ или их участков должны проводиться при образовании на проводах и тросах гололеда, при пляске проводов, во время ледохода и разлива рек, при пожарах в зоне трассы ВЛ, после сильных бурь, ураганов и других стихийных бедствий, а так же после отключения ВЛ релейной защитой и неуспешного автоматического повторного включения, а после успешного повторного включения - по мере необходимости.
4.3. При осмотре ВЛ и токопроводов необходимо проверять:
- противопожарное состояние трассы: в охранной зоне ВЛ не должно быть посторонних предметов, строений, стогов сена, штабелей леса, деревьев, угрожающих падением на линию или опасным приближением к проводам, складирования горючих материалов, костров; не должны выполняться работы сторонними организациями без письменного согласования с предприятием, которому принадлежит ВЛ;
- состояние фундаментов, приставок: не должно быть оседания или вспучивания грунта вокруг фундаментов, трещин и повреждений в фундаментах (приставках), должно быть достаточное заглубление;
- состояние опор: не должно быть их наклонов или смещения в грунте, обгорания и расщепления деревянных деталей, нарушений целости бандажей, сварных швов, болтовых и заклепочных соединений на металлических опорах, отрывов металлических элементов, коррозии металла, трещин и повреждений железобетонных опор, птичьих гнезд и других посторонних предметов на них, на опорах должны быть плакаты и знаки безопасности;
- состояние проводов и тросов: не должно быть обрывов и оплавлений отдельных проволок, набросов, на провода и тросы, нарушений их регулировки, недопустимого изменения стрел провеса и расстояний от проводов до земли и объектов, смещения от места установки гасителей вибрации, предусмотренных проектом ВЛ;
- состояние гибких шин токопроводов: не должно быть перекруток, расплеток и лопнувших проволок;
- состояние изоляторов: не должно быть боя, ожогов, трещин, загрязненности, повреждения глазури, неправильной насадки штыревых изоляторов на штыри или крюки, повреждений защитных рогов; должны быть на месте гайки, замки или шплинты;
- состояние арматуры: не должно быть трещин в ней, перетирания или деформации отдельных деталей;
- состояние разрядников, коммутационной аппаратуры на ВЛ и концевых кабельных муфт на спусках: не должно быть повреждений или обрывов заземляющих спусков на опорах и у земли, нарушений контактов в болтовых соединениях молниезащитного тросса с заземляющим спуском или телом опоры, разрушения коррозией элементов заземляющего устройства.
4.4. Неисправности, обнаруженные при осмотре ВЛ и токопроводов и в процессе профилактических проверок и измерений, должны быть отмечены в журнале или ведомости дефектов электротехнического оборудования и в зависимости от их характера по указанию ответственного за электрохозяйство предприятия устранены или в кратчайший срок, или при проведении технического обслуживания и ремонта.
4.5. Профилактические испытания и измерения ВЛ (измерение электрической прочности фарфоровых изоляторов на напряжение выше 1000 В) производится не реже 1 раза в 6 лет и включает в себя:
- измерение сопротивления подвесных и опорных многоэлементных изоляторов мегомметром на 2500 В. Сопротивление изоляции каждого подвесного изолятора или каждого элемента опорного многоэлементного изолятора должно быть не ниже 300 МОм и производится не реже 1 раза в 6 лет;
- испытание повышенным напряжением промышленной частоты опорных одноэлементных изоляторов. Время испытания 1 мин., испытательное напряжение для изоляторов класса 6 кВ составляет 32кВ, для 10кВ - 42кВ, для 35кВ - 100кВ. Производится не реже 1 раза в 6 лет;
- испытание повышенным напряжением промышленной частоты опорных многоэлементных и подвесных изоляторов. Время испытания 1 мин., испытательное напряжение составляет 50 кВ и прикладывается к каждому элементу изолятора. Производится для вновь устанавливаемых изоляторов.
4.6. Сроки и объем текущего ремонта ВЛ устанавливаются по результатам осмотров, измерений и испытаний, но не реже 1 раза в год.
4.7. В состав работ по текущему ремонту входят следующие работы:
- верховые осмотры ВЛ; выправка опор, подтяжка и регулирование провеса проводов; смена изоляторов; измерение глубины загнивания деревянных опор и их деталей, возобновление противогнилостных обмазок, при необходимости замена деревянных опор и деталей; проверка ржавления металлических опор и деталей, при необходимости их очистка и окраска;
- проверка и ревизия трубчатых разрядников; проверка тяжения в оттяжках опор, при необходимости подтягивание оттяжек; перетягивание отдельных участков цепи; проверка и ревизия заземления; измерение габаритов от проводов до земли и пересекаемых сооружений в местах пересечений; измерение и при необходимости регулировка стрелы провеса проводов.
4.8. Плановый капитальный ремонт ВЛ должен проводиться для ВЛ на деревянных опорах 1 раз в 3 года, на металлических и ж/б опорах -1 раз в 6 лет.
4.9. В состав работ по капремонту ВЛ входят все работы текущего ремонта и кроме того: смена опор, пасынков, траверс и проводов согласно дефектной ведомости; выборочное вскрытие элементов заземления, после ремонта производятся испытания и измерения (указанные выше).
4.10. Аварийно - восстановительные ремонты ВЛ выполняются по мере необходимости.