Инструкция по эксплуатации воздушных линий электропередач


Настоящая инструкция разработана на основании:
- «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» утв. приказом №6 Минэнерго России  от 13.01.03 г;
- «Межотраслевых  правил  по  охране  труда (правила  безопасности) при эксплуатации электроустановок» утв. приказом №163 Минэнерго РФ от 27.12.2000 г.;
- «Единой системы  управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО   «Газпром» ВРД-39-1.14-021-2001;
- «Правил устройства электроустановок» 7-ое издание утв. приказом Минэнерго РФ от 20 мая 2003г. № 187.

1.Область применения инструкции.

    1.1. Действие настоящей  инструкции распространяется на  воздушные линии  электропередачи,  находящиеся   в  подразделениях   предприятия .
    1.2. Каждый работник, если он сам не может принять меры к устранению нарушений Инструкции, обязан немедленно сообщить своему  непосредственному, а  в случае  его отсутствия  - вышестоящему  руководителю о всех замеченных  им нарушениях  Инструкции, а  также о  неисправностях оборудования и применяемых при работах машин, механизмов,  инструмента и средств защиты, представляющих опасность для людей или для  нормальной работы оборудования.

2.Общие требования к устройству воздушных линий.

     2.1. При  монтаже и  ремонтах воздушных  линий должны соблюдаться общие требования правил устройства, изложенные в настоящем разделе.
     2.2. Эксплуатационный  персонал обязан  контролировать соблюдение этих требований монтажными и ремонтными организациями, а так же принимать меры к выявлению  и устранению возникших в  процессе эксплуатации нарушений.
     2.3. Все  вновь сооружаемые  и реконструируемые  ВЛ и токопроводы должны быть выполнены в соответствии с проектной документацией.
     2.4. При эксплуатации ВЛ должны строго соблюдаться «Правила  охраны электрических  сетей»  и  контролироваться  их выполнение. Предприятие, эксплуатирующее ВЛ, должно  информировать другие предприятия,  фермерские хозяйства и др., находящиеся в районе прохождения ВЛ, о  требованиях указанных  Правил. Предприятие,  которому принадлежит  ВЛ, должно принимать меры к приостановлению работ в охранной зоне ВЛ, выполняемых другими предприятиями,  и частными  лицами с  нарушением Правил охраны электрических сетей, и привлекать нарушителей к ответственности в  установленном порядке.
     2.5. При техническом обслуживании  и ремонте ВЛ должны  использоваться специальные машины, механизмы, транспортные средства,  такелаж, оснастка, инструмент и приспособления. Бригады, выполняющие работы  на ВЛ, должны быть  оснащены средствами связи  со своими предприятиями  и диспетчерскими пунктами.
     2.6. Конструктивные изменения опор и других элементов ВЛ и  токопроводов, а также способа закрепления возможны лишь при наличии технической  документации  (обоснования)  и  с разрешения ответственного за электрохозяйство предприятия.
     2.7. На опорах ВЛ на высоте 2.5 - 3.0 м должны быть нанесены следующие постоянные знаки:
    - порядковый номер - на всех опорах;
    - номер ВЛ или  ее обозначение - на  концевых опорах, на опорах  в месте пересечения  линий, на  первых опорах  ответвлений от  линии, на опорах в месте пересечения ВЛ с автомобильными или железными дорогами, на всех опорах участков трассы с параллельно идущими линиями. На двух-цепных опорах кроме того должна быть обозначена соответствующая цепь;
    - предупреждающие плакаты - на всех опорах участка ВЛ, расположенного в населенной местности.
     2.8. В сетях с изолированной нейтралью крюки и штыри фазных  проводов, устанавливаемые на железобетонных опорах и арматура опор должны быть заземлены. Сопротивление заземляющего устройства не более 50 ом.
     2.9. Крюки, штыри и арматура  опор линий до 1 кВ,  ограничивающие пролет пересечения, а так же опор с совместной подвеской проводов до 1 кВ и выше 1 кВ подлежат заземлению. Сопротивление заземляющего устройства в этом случае - не более 30 ом.

3.Порядок эксплуатации.

     3.1. Трассу ВЛ необходимо периодически расчищать от кустарников и деревьев и содержать в безопасном в пожарном отношении состоянии; следует поддерживать установленную проектом ширину просек и проводить обрезку деревьев. Обрезку деревьев, растущих в непосредственной близости к проводам, производит персонал предприятия, эксплуатирующего ВЛ.
     3.2. Деревья, создающие угрозу падения на провода и опоры, должны быть вырублены с последующим уведомлением об этом организации, в ведении которой находятся насаждения, и оформлением лесорубочных билетов.
     3.3. Антикоррозионное покрытие неоцинкованных металлических  опор и металлических  элементов железобетонных  и деревянных  опор, а также стальных тросов и оттяжек проводов должно восстанавливаться по  распоряжению ответственного за электрохозяйство предприятия.
     3.4. На участках ВЛ и токопроводов, подверженных интенсивному загрязнению, должна применяться специальная или усиленная изоляция и при необходимости проводиться  чистка (обмывка)  изоляции, замена  загрязненных изоляторов.
     3.5. В зонах интенсивных загрязнений изоляции птицами и в  местах их массовых гнездований должны использоваться устройства,  исключающие посадку птиц над гирляндами или отпугивающие их.
     3.6. При эксплуатации ВЛ в пролетах пересечения действующей ВЛ  с другими ВЛ  и линиями  связи на  каждом проводе  или тросе  проходящей сверху ВЛ допускается не более двух соединений; количество  соединений проводов и тросов на ВЛ, проходящей снизу, не регламентируется.
     3.7. Предприятие, эксплуатирующее ВЛ, должно содержать в  исправном состоянии:
    - сигнальные знаки на  берегах в местах пересечения  ВЛ судоходной или сплавной реки, озера, водохранилища, канала, установленные в соответствии с  уставом внутреннего  водного транспорта  по согласованию с бассейновым управлением водного пути (управлением каналов);
    - постоянные знаки, установленные на опорах в соответствии с  проектом ВЛ и требованиями НТД.
     3.8. Предприятие, эксплуатирующее ВЛ, должно следить за исправностью габаритных знаков, устанавливаемых на пересечениях ВЛ с шоссейными дорогами, и габаритных ворот в местах пересечения ВЛ с железнодорожными путями, по которым  возможно передвижение негабаритных грузов  и кранов. Установку и обслуживание габаритных ворот и знаков на пересечениях осуществляют организации, в ведении которых находятся железнодорожные пути и шоссейные дороги.
     3.9. В электрических сетях 6-35  кВ с малыми токами замыкания  на землю допускается работа ВЛ с заземленной фазой до устранения  замыкания; при этом персонал  обязан отыскать место повреждения  и устранить его  в кратчайший срок. Предприятия должны быть оснащены переносными приборами для определения мест замыкания на землю на ВЛ 6-35 кВ.

3.10. Плановый ремонт и реконструкция ВЛ, проходящих по  сельскохозяйственным угодьям, должны проводиться по согласованию с землепользователями.
     3.11. Работы по предотвращению нарушений в работе ВЛ и ликвидации последствий таких нарушений могут производиться в любое время года без согласования с землепользователями, но с уведомлением их о  проводимых работах. После выполнения указанных работ предприятие,  эксплуатирующее ВЛ, должно привести земельные угодья в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению, а также возместить землепользователям убытки, причиненные при производстве работ.
     3.12. При совместной подвеске на опорах проводов ВЛ и линий  другого назначения, принадлежащих другим предприятиям , плановые  ремонты ВЛ должны проводиться в согласованные с этими предприятиями сроки. При авариях ремонтные работы должны проводиться с уведомлением этих  предприятий. Стороннее предприятие, проводящее работы на принадлежащих ему проводах, обязано не позднее чем за 3 дня до начала работ  согласовать их проведение с предприятием, эксплуатирующим ВЛ.

4.Объемы и сроки регламентного обслуживания

     4.1. На ВЛ должны быть организованы периодические и  внеочередные осмотры. Периодические осмотры ВЛ проводятся по графику  утвержденному ответственным за электрохозяйство предприятия. Периодичность  осмотров каждой ВЛ по всей длине должна быть не реже 1 раза в 6 месяцев.  Кроме того, не  реже 1  раза в  год инженерно  - технический персонал должен проводить выборочные осмотры отдельных участков линий, включая все линии (участки), подлежащие ремонту.
     4.2. Внеочередные осмотры ВЛ  или их участков должны  проводиться при образовании на проводах и тросах гололеда, при пляске проводов, во время ледохода  и разлива  рек, при  пожарах в  зоне трассы  ВЛ, после сильных бурь,  ураганов и  других стихийных  бедствий, а  так же после отключения ВЛ релейной защитой и неуспешного автоматического повторного включения, а после успешного повторного включения - по мере необходимости.
     4.3. При осмотре ВЛ и токопроводов необходимо проверять:
  - противопожарное  состояние трассы:  в охранной  зоне ВЛ  не должно быть посторонних предметов, строений, стогов сена, штабелей леса,  деревьев, угрожающих падением на линию или опасным приближением к проводам, складирования горючих материалов, костров; не должны  выполняться работы сторонними организациями без письменного согласования с предприятием, которому принадлежит ВЛ;
  -  состояние  фундаментов,  приставок:  не  должно быть оседания или вспучивания грунта вокруг фундаментов,  трещин и повреждений в  фундаментах (приставках), должно быть достаточное заглубление;
  - состояние опор: не должно быть их наклонов или смещения в грунте, обгорания и расщепления  деревянных деталей, нарушений  целости бандажей, сварных швов, болтовых и заклепочных соединений на  металлических опорах, отрывов  металлических элементов,  коррозии металла,  трещин и повреждений  железобетонных  опор,  птичьих  гнезд и других посторонних предметов на них, на опорах должны быть плакаты и знаки безопасности;
  - состояние проводов и тросов:  не должно быть обрывов и  оплавлений отдельных проволок, набросов, на провода и тросы, нарушений их регулировки, недопустимого изменения стрел провеса и расстояний от  проводов до земли и объектов,  смещения от места установки  гасителей вибрации, предусмотренных проектом ВЛ;
  - состояние гибких шин токопроводов: не должно быть перекруток, расплеток и лопнувших проволок;
  - состояние изоляторов: не должно быть боя, ожогов, трещин,  загрязненности, повреждения глазури, неправильной насадки штыревых  изоляторов на штыри или крюки, повреждений защитных рогов; должны быть на месте гайки, замки или шплинты;
  - состояние арматуры: не должно  быть трещин в ней, перетирания  или деформации отдельных деталей;
  - состояние разрядников, коммутационной аппаратуры на ВЛ и  концевых кабельных муфт на спусках: не должно быть повреждений или обрывов  заземляющих спусков на опорах и у земли, нарушений контактов в  болтовых соединениях молниезащитного тросса с заземляющим спуском или телом опоры, разрушения коррозией элементов заземляющего устройства.
     4.4. Неисправности, обнаруженные при осмотре ВЛ и токопроводов и в процессе  профилактических проверок и измерений, должны быть отмечены в журнале  или ведомости  дефектов электротехнического оборудования  и в зависимости от их характера по указанию ответственного за электрохозяйство предприятия устранены или  в кратчайший срок, или  при проведении технического обслуживания и ремонта.
     4.5. Профилактические испытания и измерения ВЛ (измерение  электрической прочности  фарфоровых изоляторов  на напряжение  выше 1000 В) производится не реже 1 раза в 6 лет и включает в себя:
    - измерение сопротивления подвесных и опорных многоэлементных изоляторов мегомметром на 2500 В. Сопротивление изоляции каждого  подвесного изолятора или каждого элемента опорного многоэлементного изолятора должно быть не ниже 300 МОм и производится не реже 1 раза в 6 лет;
    - испытание  повышенным напряжением  промышленной частоты  опорных одноэлементных изоляторов. Время  испытания 1 мин.,  испытательное напряжение для изоляторов класса 6 кВ составляет 32кВ, для 10кВ -  42кВ, для 35кВ - 100кВ. Производится не реже 1 раза в 6 лет;
    - испытание  повышенным напряжением  промышленной частоты  опорных многоэлементных и подвесных изоляторов. Время испытания 1 мин.,  испытательное напряжение составляет 50 кВ и прикладывается к каждому  элементу изолятора. Производится для вновь устанавливаемых изоляторов.
     4.6. Сроки и объем текущего ремонта ВЛ устанавливаются по результатам осмотров, измерений и испытаний, но не реже 1 раза в год.
     4.7. В состав работ по текущему ремонту входят следующие работы:
   - верховые осмотры ВЛ; выправка опор, подтяжка и регулирование провеса проводов; смена изоляторов; измерение глубины загнивания деревянных опор  и их  деталей, возобновление  противогнилостных обмазок, при необходимости замена деревянных опор и деталей; проверка ржавления металлических опор и  деталей, при необходимости  их очистка и  окраска;
   - проверка и ревизия трубчатых разрядников; проверка тяжения в  оттяжках опор, при необходимости подтягивание оттяжек; перетягивание  отдельных участков цепи; проверка и  ревизия заземления; измерение габаритов  от проводов до земли и пересекаемых сооружений в местах пересечений;  измерение и при необходимости регулировка стрелы провеса проводов.
     4.8. Плановый капитальный ремонт ВЛ должен проводиться для ВЛ  на деревянных опорах 1 раз в 3 года, на металлических и ж/б опорах -1 раз в 6 лет.
     4.9. В состав работ по  капремонту ВЛ входят все работы  текущего ремонта и кроме того: смена опор, пасынков, траверс и проводов согласно дефектной ведомости; выборочное вскрытие элементов заземления,  после ремонта производятся испытания и измерения (указанные выше).
     4.10. Аварийно - восстановительные ремонты ВЛ выполняются по мере необходимости.