Инструкция по эксплуатации автоматических выключателей.


1.Область применения инструкции.

    1.1 Настоящая инструкция разработана на основании:
- «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» утв. приказом №6 Минэнерго России  от 13.01.03 г;
- «Межотраслевых  правил  по  охране  труда (правила  безопасности) при эксплуатации электроустановок» утв. приказом №163 Минэнерго РФ от 27.12.2000г.;
- «Единой системы  управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО   «Газпром» ВРД-39-1.14-021-2001;
- «Правил устройства электроустановок» 7-ое издание утв. приказом Минэнерго РФ от 20 мая 2003г. № 187.
    1.2. Действие настоящей инструкции распространяется на выключатели автоматические воздушные на напряжение до 1000 В.
    1.3. Каждый работник, если он сам не может принять меры к устранению нарушений Инструкции, обязан немедленно сообщить своему  непосредственному, а  в случае  его отсутствия  - вышестоящему  руководителю о всех замеченных  им нарушениях  Инструкции, а  также о  неисправностях оборудования и применяемых при работах машин, механизмов,  инструмента и средств защиты, представляющих опасность для людей или для  нормальной работы оборудования.

2.Требования при выборе и монтаже автоматических выключателей.

     2.1. При выборе,  монтаже и ремонтах  автоматических выключателей должны соблюдаться правила устройства, изложенные в настоящем разделе.
     2.2. Эксплуатационный персонал обязан соблюдать сам и контролировать соблюдение этих требований монтажными и ремонтными организациями, а так же принимать меры к выявлению и устранению возникших в  процессе эксплуатации нарушений.
     2.3. Автоматические выключатели  должны по своим  электрическим и механическим параметрам соответствовать характеристикам  коммутируемой ими нагрузки во всех режимах работы и без повреждений и  ненормального износа коммутировать наибольшие токи нормальных режимов работы  управляемого (включаемого и отключаемого) ими оборудования.
     2.4. Ненормальные режимы  работы оборудования, возможные  при неправильных операциях,  вызванных ошибками  персонала или  неправильным действием систем управления и автоматики, должны коммутироваться автоматами без их разрушения. При выборе автоматических выключателей  обязательно условие  динамической и  термической стойкости  и способность автомата отключать максимальный расчетный ток КЗ.
     2.5. Цепи управления автоматов допускается питать как от  главных цепей, так и от  других источников электроэнергии переменного  или постоянного тока, если это вызвано технической необходимостью.
     2.6. На корпусах и панелях управления автоматических выключателей должны  быть  нанесены  четкие  знаки,  позволяющие легко распознавать включенное и  отключенное положение  рукоятки управления  аппаратом. В случаях, когда машинист не может определить по состоянию аппарата  управления, включена или отключена главная цепь электродвигателя,  рекомендуется предусматривать световую сигнализацию.

3.  Объемы и сроки регламентного обслуживания.

     3.1. Осмотр автоматических выключателей производится одновременно с осмотром коммутируемого ими оборудования. Вводные и секционные автоматы РУ -0.4В ( ЩСУ, КТП) подлежат осмотру без их отключения ежедневно.Внеочередные осмотры проводятся после каждого отключения автоматом тока короткого замыкания, а также в случае отключения его действием  защит или схемами электроавтоматики.
     3.2. Один раз в две недели производится проверка действия вводных и секционных автоматов  путем трехкратного  включения-отключения без перерыва питания секций шин, т.е. опробование вводных  автоматов производится при включенном секционном, а опробование  секционного - при включенных вводных.
     3.3. Текущий ремонт автоматических выключателей производится  одновременно с текущим ремонтом  коммутируемого ими оборудования, но  не реже одного раза в 3 месяца для автоматов открытого типа (АВМ) и одного раза в год для всех других типов. При этом необходимо:
    1). Очистить детали автомата от пыли, грязи и копоти. Изоляционные детали  протираются  тряпкой,  смоченной  бензином. Необходимо удалить брызги металла с изоляционных деталей.
    2). Проверить затяжку болтов, винтов и гаек.
    3). Удалить старую смазку  с помощью тряпки, смоченной  бензином и нанести новую.  Смазке подлежат  вращающиеся детали  различных узлов механизма свободного расцепления, электродвигательного привода и  другие. Излишки смазки необходимо удалить чистой тряпкой. Необходимо также  слегка  смазать  рабочие  поверхности защелок механизма свободного расцепления. Для смазки всех узлов автомата применяется  консистентная смазка 1-13 или аналогичная.
    4).  Проверить  состояние  главных  контактов, протереть их чистой тряпкой, смоченной  бензином. При  наличии на  контактных поверхностях неровностей (брызг металла,  окалины и т.п.)  их необходимо удалить  с помощью напильника, стараясь сохранить первоначальную форму контактов.При этом допустимо оставлять отдельные выемки. Не допускается применение наждачной бумаги.
    5). Проверить зазоры в  контактной системе. Зазор между  предварительными контактами при касании разрывных контактов должен быть не менее 5 мм, а зазор  главных контактов при касании предварительных  - не менее 2.5 мм. При невозможности установки указанных расстояний необходимо произвести замену главных и (или) предварительных контактов.Одновременно с проверкой и регулировкой зазоров проверяется и  регулируется одновременность касания контактов всех трех фаз.
    6). Зачистить контакты цепей управления, при необходимости  (сильное обгорание) заменить запасными.
    7). Зачистить дугогасительные камеры от брызг металла, а при сильном износе заменить запасными.
    8). Проверить  работу механизма  свободного расцепления  и привода путем трехкратного включения и отключения.
    9). Проверить работу  дополнительных (специальных) расцепителей  и максимально-токовых расцепителей действием  от руки. При  ненормальной работе  расцепителей  необходимо  произвести  их наладку с последующей проверкой путем прогрузки первичным или вторичным токами уставки  максимально-токовой защиты.