Установка кранов


Требования  безопасности  к установке кранов

Установка кранов для выполнения строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных работ должна производиться в соответствии с ППРк и  другими  технологическими  регламентами.

Установка стрелового самоходного крана должна производиться на спланированной и подготовленной площадке с учетом несущей способности грунтового основания, которая должна соответствовать  максимальному  опорному  давлению крана при наибольшей нагрузке.

Устанавливать кран для работы на свеженасыпанном не утрамбованном грунте а также на площадке  с уклоном, превышающий указанный в паспорте, не разрешается. Такая работа может  быть разрешена только при использовании подстилающих устройств (шпал, плит, щитов).

Схема установки башенного крана

Установка самоходного крана должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом ее положении и строениями, штабелями грузов, колоннами должно быть не менее 1 метра. При необходимости установки крана на выносные опоры он должен быть установлен  на все имеющиеся  выносные опоры. Под опоры следует подкладывать прочные и устойчивые подкладки,  которые  являются  инвентарной принадлежностью крана.

Кран нужно установить таким образом, чтобы при подъеме груза исключалась необходимость предварительного его подтаскивания при наклонном  положении  грузовых  канатов  и имелась возможность перемещения груза,  поднятого не менее  чем на 500 мм выше встречающихся на пути препятствий.

Стреловые башенные краны устанавливают исходя из условия, что расстояние  по горизонтали между вступающими частями крана, передвигающегося по наземному  крановому  пути,  и  строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2000 мм от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 700 мм, а при высоте более 2000 мм — не менее 400 мм. Расстояние по вертикали от консоли противовеса или от противовеса, расположенного под консолью башенного крана, до площадок, на которых могут находиться  люди, должно быть не менее 2000 мм.

Установка кранов, передвигающихся по крановому пути, в охранной зоне  воздушных линий электропередачи должны быть согласована с владельцем линии. Разрешение на такую установку для выполнения строительно-монтажных  работ  должно  храниться вместе с ППР

Габарит приближения мостового крана

Для установки в здании мостовых кранов между их частями и строительными конструкциями здания и оборудования необходимо соблюдать расстояния (рис.), обеспечивающие безопасную эксплуатацию. При установке кранов в два яруса расстояние от верхней точки нижнего до нижней точки верхнего крана должно быть не менее 100 мм, а расстояние от последней до настила пролетной части моста нижнего крана — не менее 1,8 м. Кран может быть установлен над производственным помещением для подъема и опускания грузов через люк в перекрытии только в том случае, если одно помещение расположено непосредственно над другим. Люк в перекрытии должен иметь постоянное ограждение высотой не менее 1 м, которое выполняют с обшивкой понизу на высоту 100 мм с обязательным устройством светящейся надписи, предупреждающей о нахождении грузанад люком и об опускании груза, а также надписей, запрещающих нахождение людей под перемещаемым грузом.

Для оператора, управляющего краном с пола, должен быть предусмотрен свободный проход на всей длине кранового пути.

Козловые краны устанавливают так, чтобы расстояние по горизонтали между выступающими частями крана и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2 м от уровня земли или рабочей площадки, было не менее 700 мм, а на высоте более 2м — 400 мм.

При установке двух кранов на одном крановом пути учитывают конкретные условия их работы. Расстояние между двумя выступающими частями  кранов и подвешенными на крюк грузами должно быть не менее 5 м, что обеспечивается установкой тупиковых упоров

Стреловые краны на краю откоса, котлована, траншеи должны быть установлены с соблюдением расстояний указанных в таблице . При глубине  котлована более 5 м и при невозможности соблюдения расстояний, указанных в табл. , откос должен быть укреплен в соответствии с ППРк.

Минимальное расстояние (в м) от основания откоса котлована (канав) до оси ближайших опор крана при не насыпанном грунте

На рис. показана установка кранов вблизи котлованов и траншей. Минимальное  допустимое  расстояние (а)  до ребра опрокидывания крана определяется по таблице в зависимости от глубины котлована Нк.

Схемы установки стреловых самоходных кранов у основания откоса (траншеи):  а – автомобильного; б – пневмоколесного; в – гусеничного.

Лицо, ответственное за безопасное производство работ, определяет место установки крана и проверяет:

  • состояние выбранной площадки; соблюдение безопасного расстояния до откосов; наличие достаточной освещенности;
  • не находится ли выбранная площадка в опасной зоне;
  • надежность и безопасность выбранных кабелей и проводов.

Кран устанавливается на выбранную площадку, выставляются выносные опоры, а при  необходимости заземляется переносным заземлителем. После этого лицо,  ответственное  за безопасное производство работ кранами,  делает запись в вахтенном  журнале крановщика: «Установку  крана на указанном мною месте проверил, «Работу разрешаю».

Машинист крана поднимает стрелу из транспортного положения в рабочее. Определяются опасные зоны работы  крана, выставляются сигнальные ограждения. При необходимости  устанавливается дежурство наблюдающих за  безопасной работой.

При установке кранов на территории действующего предприятия или вблизи зданий и сооружений следует учесть,  что под землей на  небольшой  глубине могут находиться различные трубопроводы, подземные коммуникации, которые могут не выдержать дополнительной нагрузки.

Определение опасных зон работы крана.

В процессе производства строительных, монтажных, погрузочно-разгрузочных  работ кранами создается опасность для  жизни  и здоровья людей.  До начала производства работ необходимо выяснить — не находится ли рабочая площадка  в опасной зоне, которая должна быть обозначена знаками безопасности и надписями установленной формы.

Каждый работник должен строго руководствоваться их указаниями. Опасные зоны разделяются на два вида.

Зоны постоянно действующих опасных производственных факторов. К ним относятся зоны:

  • вблизи  не огражденных  перепадов  по  высоте  на 1,3 м и более;
  • вблизи от неизолированных токоведущих частей электроустановок;
  • в местах, где содержаться вредные вещества в концентрациях выше предельно  допустимых, или  воздействует шум выше предельно допустимого.

Зоны ограждаются защитными (предохранительными) ограждениями. Производство  работ в этих зонах допускает в соответствии с ППРк, содержащим конкретные решения  по  защите работающих.

Зоны потенциально действующих опасных производственных факторов. К ним относятся:

  • участки территории вблизи строящегося здания (сооружения); этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования;
  • зоны перемещения машин, оборудования или их рабочих органов, места над  которыми  происходит  перемещение  грузов кранами.

Участки и  зоны положено ограждать сигнальными ограждениями. При производстве работ в таких  зонах  необходимо осуществлять организационно-технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих.

Границы опасных  зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными машинами и вблизи строящегося здания или сооружения устанавливаются согласно СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве».

«Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов подъемными кранами, а также вблизи строящегося здания  принимаются от крайней точки горизонтальной проекции наружного наименьшего габарита перемещаемого груза или стены здания  с  прибавлением  наибольшего  габаритного размера перемещаемого (падающего)  груза  и минимального расстояния отлета груза при его падении согласно приложения Г, СНиП 12-03-2001».

Границы опасных зон вблизи  движущихся частей и рабочих органов машин  определяются  расстоянием  в  5 м,  если другие повышенные требования отсутствуют в инструкции завода-изготовителя или в его паспорте.

Комментарии

Стреловые краны на ходовом устройстве, используемые на погрузочно-разгрузочных работах,  должны иметь грузоподъемность, соответствующую массе груза. Как правило, масса перемещаемого груза указывается на грузовом месте, или в сопроводительной технической документации. Высоту подъема крюка и его вылет необходимо рассчитывать исходя из условий установки крана и его грузовых и высотных характеристик

 Схемы для определения вылета и высоты подъема крюка
(при погрузке и разгрузке материалов с железнодорожного (а) и автомобильного (б) транспорта в штабель, с железнодорожного транспорта в автомобильный транспорт (в), из одного штабеля в другой (г))

Вылет А и высоту подъема крюка Н определяют в зависимости от размера транспортных средств, схем складирования грузов и с учетом рациональной схемы установки крана на пункте грузопереработки по формулам:

А = а1 – 0,5а4 + а2 + а3;

 Н = h1 + h2 + h3 + h4 + h5,

            где:   а1 – ширина транспортного средства;  а2  — просвет между наибольшем габаритом поворотной  части крана и транспортным средством (штабелем); а— расстояние между осью вращения поворотной платформы и ее выступающей частью или выносной опорой;  а4 – ширина грузового места;  h1  высота грузозахватного приспособления (зависит от размеров груза);h2 — высота грузового места; h3 — просвет безопасного подъема груза над встречающимся препятствием; h4 — высота погрузки транспортного средства или штабеля; h5 — высота транспортного средства.