
Козловые краны (рис.) состоят из ригеля, тельфера или крановой тележки с механизмом подъема груза и передвижения тележки и двух опор опирающихся на ходовые тележки крана. По конструкции эти краны не имеют существенных отличий. Различаются между собой следующими показателями: назначением, пролетом, наличием консолей, грузозахватными приспособлениями.
На мостовых и козловых кранах общего назначения устанавливаются следующие приборы и устройства безопасности: ограничители хода крана и крановой тележки; ограничитель подъема крюковой подвески; звуковой сигнал; прибор по защите от обрыва одной из фаз. Этот прибор при отключении электродвигателя подъема груза снимает напряжение с катушек электромагнита тормоза или обмоток двигателя.

На мостовых кранах кроме перечисленных выше, дополнительно устанавливаются приборы и устройства безопасности:
- ограничитель грузоподъемности (если не исключена его перегрузка по условиям производства)
- устройства электроблокировки (блокировки входа в кабину крана с посадочной площадки и крышки люка выхода на настил моста);
- блокировочные устройства для автоматического снятия напряжения с крана при открывании дверей (люков), при входе в кабину управления и выходе на галерею моста;
- опорные детали, устанавливаемые на случай поломки осей ходовых колес.
На козловых кранах дополнительно устанавливаются:
- противоугонные устройства для предупреждения угона крана ветром (при наличии автоматических устройств должны быть предусмотрены ручные);
- анемометр, устанавливается на козловых кранах с длиной пролета более 16м. В случае достижения скорости ветра предельного состояния включается звуковой сигнал.
- захваты — для предотвращения угона крана при стоянке. По окончании работы крановщик обязан установить все ручные захваты.