Типовая производственная инструкция «Перевод на байпас (резервную линию редуцирования) и перевод с байпаса (на рабочую линию редуцирования) газорегyляторных пунктов, блочных газорегyляторных пунктов, шкафных пунктов редуцирования газа».


1 Общие положения

1.1 К производственной инструкции должна прикладываться технологическая схема газопровода и газового оборудования.

1.2 При проведении технического обслуживания газового оборудования на заколь­цованном ГРП (БГРП, ШПРГ) переключение подачи газа на байпас (резервную линию реду­цирования) может не производиться при условии, что со стороны закольцованного ГРП в линии обеспечивается минимально необходимое давление газа.

1.3 Перевод работы ГРП (БГРП, ШПРГ) на байпас (резервную линию редуцирова­ния) производится для обеспечения бесперебойного газоснабжения потребителей на время ревизии и ремонта, а также аварийного состояния оборудования, смонтированного на основ­ной технологической линии.

1.4 Газ по обводному газопроводу (байпас) допускается подавать только в течение времени, необходимого для ремонта оборудования и арматуры. Перевод с байпаса (на рабочую линию редуцирования) производится по окончании ремонтных работ.

1.5 В ШПРГ устройство байпаса не обязательно.

1.6 Работы по переводу на байпас (резервную линию редуцирования) и переводу с байпаса (на рабочую линию редуцирования) ГРП, БГРП, ШПРГ выполняются бригадой рабочих в количестве не менее двух человек под руководством специалиста.

2 Порядок производства работ

2.1 Перед началом работы по переводу на байпас (резервную линию редуцирова­ния) и переводу с байпаса (на рабочую линию редуцирования) производятся подготовитель­ные работы в следующем порядке:

- очищаются подходы к ГРП (БГРП, ШПРГ) от снега, льда, мусора и посторонних предметов;

- через отверстие в двери помещение ГРП (БГРП, ШПРГ) проверяется на загазован­ность приборным методом;

- открывается дверь и помещение ГРП (БГРП, ШПРГ) проветривается в течение 10 мин.

2.2 При переводе ГРП на байпас (резервную линию редуцирования) работы выпол­няются в следующем порядке:

- проверяется установка на «О» стрелки манометра, показывающего выходное давление, открывается кран на импульсной линии;

- проверяется герметичность запорной арматуры обводной линии по манометру, закры­вается кран на свечу;

- проверяется ход и работа (герметичность закрытия) второго по ходу газа отключаю­щего устройства (задвижки) на байпасе, после чего задвижка закрывается;

- если задвижка герметична, проверяется ход и работа (герметичность закрытия) пер­вого по ходу газа отключающего устройства (задвижки, крана) на байпасе, после чего задвижка (кран) закрывается;

- следя за давлением на выходе по манометру, открывается на байпасе отключающее устройство, первое по ходу газа;

- отключается ПЗК в открытом положении, зафиксировав его ударный механизм;

- поворотом регулировочного винта (выворачивая против часовой стрелки) блока управления регулятором «пилота») снижается выходное давление газа на 10 %, плавно откры­вая второе по ходу газа отключающее устройство (задвижку) на байпасе поднять выходное давление за регулятором давления газа до рабочего, контролируя его по манометру на выходе (операции должны проводиться до полной остановки регулятора давления газа);

- необходимо постоянно следить за величиной рабочего давления и поддерживать его с помощью задвижки на байпасе в пределах допустимых норм, по показаниям манометра на выходе;

- закрываются задвижки на входе и выходе основной линии редуцирования и краны на импульсных линиях ПЗК и регулятора давления газа;

- сбрасывается газ из газопровода через сбросной газопровод между задвижками основ­ной линии редуцирования;

- производится про верка герметичности закрытых задвижек, расположенных на грани­цах отключаемой линии ГРП в следующем порядке:

а) закрываются продувочные газопроводы и производится наблюдение в течение 10 мин за показаниями манометра, установленного на обвязке фильтра;

б) устанавливаются заглушки на внутренних фланцах отключающих устройств, рас­положенных на границах отключаемой линии (если давление по манометру не повышается, то задвижки обеспечивают герметичность перекрытия газа, в этом случае заглушки на границах отключаемой линии могут не устанавливаться).

2.3 Перевод с байпаса (на рабочую линию редуцирования) выполняется в следую­щем порядке:

- проверяется, вывернут ли регулировочный винт регулятора управления (пилота), открываются ли краны на импульсных линиях;

- снимаются заглушки, установленные на границах отключенной линии, и собираются разъемные соединения;

- плавно открывается задвижка перед регулятором;

- отключается ПЗК в открытом положении и фиксируется его ударный механизм;

- открывается выходная задвижка после регулятора, производится наблюдение за показаниями манометра на выходе;

- плавно приоткрывая отключающее устройство (задвижку) на байпасе, производится снижение давления газа на выходе ГРП на 10 % от рабочего и медленно ввертывая регулиро­вочные винты регулятора «пилота») восстанавливается давление газа до рабочего (операции должны производиться до полного закрытия отключающего устройства на байпасе );

- закрывается первое отключающее устройство по ходу газа на байпасе и сбрасывается газ между отключающими устройствами через продувочный газопровод;

- проверяется герметичность запорной арматуры обводной линии по манометру, закры­вается кран на свечу;

- убедившись по показанию манометра на выходе ГРП в устойчивой работе регулятора, ударник ПЗК переводится в рабочее положение.

2.4 Проверка и настройка ПЗК может производиться двумя способами. Первый спо­соб выполняется в следующем порядке:

- открывается кран на продувочном газопроводе;

- удерживая рычаг с ударным молоточком в зацепленном положении, плавно открывается задвижка на входе в ГРП (БГРП, ШРП);

- при срабатывании ПЗК (рычаг с ударным молоточком удерживается в рабочем поло­жении), фиксируется давление по манометру на входе в ГРП (БГРП, ШРП) и сравнивается с верхним пределом срабатывания ПЗК, при необходимости производится настройка верхнего предела срабатывания ПЗК верхним регулировочным винтом;

- задвижка на входе плавно прикрывается до снижения давления до рабочего;

- удерживая рычаг с ударным молоточком в зацепленном положении, плавно прикрывается задвижка на входе в ГРП (БГРП, ШПРГ);

- при срабатывании ПЗК (рычаг с ударным молоточком удерживается в рабочем поло­жении) фиксируется давление по манометру на входе в ГРП (БГРП, ШПРГ) и сравнивается с нижним пределом срабатывания пзк, при необходимости производится настройка нижнего предела срабатывания пзк нижним регулировочным винтом.

2.5 Второй способ проверки и настройки пзк выполняется в следующем порядке:

- рычаг с ударным механизмом фиксируется в зацепленном положении;

- перекрывается кран на импульсной трубке;

- производится настройка пзк с помощью специального устройства согласно паспорту завода-изготовителя;

- клапан настраивается на верхний предел срабатывания, изменяя натяжение пружины вращением втулки;

- во время настройки давление в импульсной трубке поддерживается несколько ниже установленного верхнего предела, а затем медленно повышается, при этом проверяется сраба­тывание пзк при установленном верхнем пределе;

- при настройке нижнего предела срабатывания клапана изменяется натяжение пру­жины вращением втулки;

- во время настройки давление в импульсной трубке поддерживается несколько выше установленного нижнего предела, при этом проверяется срабатывание клапана при установ­ленном нижнем пределе;

- после окончания настройки повышается давление в импульсной трубке и повторно проверяется срабатывание клапана при установленном верхнем пределе.

2.6 Производится проверка и настройка ПСК в следующем порядке:

- повышается давление газа с помощью настроечного винта регулятора давления;

- по манометру после регулятора давления газа определяются параметры срабатывания ПСК и сравниваются с настроечными;

- если давление срабатывания отличается более чем на 10 % от заданного (1,15 от макси­мально разрешенного давления за регулятором), производится регулирование клапана.

2.7 По окончании настройки производится проверка герметичности соединений газо­вого оборудования и запорной арматуры пенообразующим раствором или мыльной эмульсией.

2.8 По окончании работ помещение ГРП (БГРП, ШПРГ) проверяется на загазован­ность, дверь закрывается.

3 Контроль качества работ

По окончании работы проверяется герметичность всех соединений пенообразующим раствором или мыльной эмульсией при рабочем давлении газа.

4 Оформление результатов работы

Результаты, связанные с переводом на байпас (резервную линию редуцирования) и с байпаса (на рабочую линию редуцирования), наладкой и настройкой оборудования, заносятся в эксплуатационный журнал ГРП (БГРП, ШПРГ).

5 Специальные требования

5.1 На выполнение работы по переводу на байпас (резервную линию редуцирова­ния) и с байпаса (на рабочую линию редуцирования) вьщается наряд-допуск на выполнение газоопасных работ по форме ФНП [2], предусматривающий разработку и последующее осуществление комплекса мероприятий по подготовке и безопасному проведению работы.

5.2 К работе допускаются специалисты и рабочие, прошедшие аттестацию по про­мышленной безопасности в объеме, соответствующем должностным обязанностям и про­филю выполняемых работ, и получившие допуск к выполнению газоопасных работ.

5.3 Специалисты и рабочие, участвующие в работе по переводу на байпас (резерв­ную линию редуцирования) и с байпаса (на рабочую линию редуцирования) до начала работ должны быть ознакомлены с планом организации и производства работ и пройти инструктаж по безопасным методам их про ведения.

5.4 Перед выполнением работы по переводу на байпас (резервную линию редуциро­вания) и с байпаса (на рабочую линию редуцирования) руководитель обязан проинструктиро­вать работников о технологической последовательности операций и необходимых мерах без­опасности и зафиксировать прохождение инструктажа подписями работников - членов бри­гады в наряде-допуске на выполнение газоопасных работ.

5.5 Наличие и исправность средств индивидуальной защиты определяется при выдаче наряда-допуска на выполнение работы.

5.6 Ответственным за наличие у работников средств индивидуальной защиты, их исправность и навыки применения является руководитель работ.

5.7 После получения задания работники - члены бригады обязаны подготовить:

- необходимые средства индивидуальной защиты (противогаз шланговый, рукавицы, спецодежда, аптечка, спасательные пояса и веревки) и проверить их исправность;

- инструмент, оборудование и техническую оснастку, необходимые при выполнении работы, проверить их исправность и соответствие требованиям безопасности.

5.8 При ремонтных работах следует применять инструмент из цветного металла, исключающий искрообразование. Рабочая часть инструмента из черного металла должна обильно смазываться солидолом или другой аналогичной смазкой. Использование электриче­ских инструментов, дающих искрение, не допускается.

5.9 Утечки газа, обнаруженные до или после ремонта, могут устраняться силами ремонтной бригады, при необходимости вызывается бригада АДС.

5.10 В период ремонтных работ в помещении ГРП назначают одного дежурного, который следит за работами, поддерживает связь, не допускает посторонних в помещение ГРП, не разрешает курить и т.д.

5.11 При несчастном случае дежурный должен оказать помощь пострадавшему, сооб­щить о случившемся в АДС, вызвать скорую помощь.

5.12 Все работники бригады должны уметь оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, ушибах, удушье, отравлении газом, поражении электрическим током.