ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА при заправке автомобилей сжатым природным газом


РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ»
==========================================
«Согласовано»
Председатель
Нефтегазстройпрофсоюза
_____________Л.А. Миронов
«Утверждаю»
Член Правления
РАО «Газпром»
______________Б.В. Будзуляк

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

при заправке автомобилей сжатым природным газом

ТОИ Р-39-012-96
Разработчик: фирма «Газобезопасность» РАО «Газпром»
Вводится в действие
Срок действия

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

     1.1. Газобалонный автомобиль, подлежащий заправке, должен быть снабжен штатными огнетушителями , кошмой.
     1.2. Газовое оборудование автомобиля должно быть исправно и не иметь утечек, баллоны надежно закреплены и иметь клеймо завода-изготовителя.
     1.3. Манометр газобаллонной установки должен соответствовать требованиям раздела 5-3 «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». Шкала манометра должна быть развернута таким образом, чтобы ее можно было видеть со стороны газозаправочной колонки.
     1.4. Суммарный обьем баллонов должен быть написан на специальной табличке или частях автомобиля цифрами высотой не менее 50 мм и толщиной не менее 8 мм на расстоянии от заправочного штуцера не более 300 мм.
     1.5. Вместимость баллонов (общая) с точностью до 0,5м3, заверенная подписью руководителя и печатью организации, которой принадлежит автомобиль, должна быть отражена во вкладыше к талону технического паспорта автомобиля.
     1.6. К управлению газобаллоным автомобилем допускаются водители не моложе 18 лет, прошедшие обучение и имеющие соответствующее удостоверение.
     1.7. У водителя должны находиться и предьявляться при каждой заправке следующие документы:
     1.7.1. Вкладыш к талону технического паспорта, в котором должны быть обязательно отражены следующие сведения:
         1) заводские номера баллонов;
         2) вместимость баллонов (общая);
         3) дата очередного освидетельствования.
     1.7.2. Путевой лист с отметкой ОТК об исправности материальной части автомобиля.
     1.7.3. Удостоверение о прохождении проверки знаний по ПТЭ и ТБ при работе на газобаллоном автомобиле.
     1.8. При заправке автомобиля сжатым газом необходимо учитывать возможность воздействия на водителей опасных и вредных производственных факторов:
            — взрыво- и пожароопасность;
            — наличие сосудов, работающих под давлением;
            — повышенная загазованность;
            — движущийся автотранспорт.
     1.9. Перед вьездом автомобиля на территорию АГНКС водитель обязан проверить:
     1) наличие остаточного давления в баллонах по манометру. При нулевом показании шкалы манометра — на слух кратковременным открытием заправочного вентиля;
     2) наличие документов перечисленных в п.1.7.
     1.10. Запрещается въезд автотранспорта на заправку при наличии утечек газа, неисправной газовой аппаратуре и наличии механических повреждений на баллонах или креплении баллонов, при неисправностях заправочных вентилей, отсутствии защитных колпачков заправочных вентилей, а также при отсутствии какого-либо из документов, перечисленных в п. 1.7.
     1.11. Запрещается вьезд на АГНКС автотранспорта с пассажирами.
     1.12. Запрещается ремонт автотранспорта и его газового оборудования на территории АГНКС.
     1.13. Скорость движения автотранспорта на территории АГНКС не должна превышать 5,0 км/ч.
     1.14. Запрещается перевод двигателя автомобиля с одного вида топлива на другой на территории АГНКС.

2. ЗАПРАВКА АВТОМОБИЛЕЙ

     2.1. Въезд автотранспорта на заправку производится по разрешению наполнителя, либо по зеленому сигналу на колонке, разрешающему въезд.
     2.2. После остановки автотранспорта у газозаправочной колонки водитель обязан выключить двигатель, включить стояночный тормоз, отключить бортовую электрическую сеть (массу), снять заглушку с заправочного штуцера и подойти к наполнителю.
     2.3. Перед заправкой автотранспорта газом наполнитель обязан проверить:
            1) наличие документов,  перечисленных в п.1.7. настоящей инструкции;
            2) наличие штатных огнетушителей;
            3) выполнение требований п.2.2. настоящей инструкции;
4) наличие (по манометру на заправочной колонке) остаточного давления в ГБУ.
     2.4. При положительных результатах проверки автомобиля в соответствии п.2.3 по указанию и под наблюдением наполнителя водитель обязан:
2.4.1. Подсоединить шланг к автомобилю.
2.4.2. Закрыть свечу на колонке.
2.4.3. Открыть заправочный и перекрыть магистральный вентили на автомобиле.
2.4.4. Следить за заправкой автомобиля по показаниям манометра на колонке.
     2.5. Во время заправки водитель обязан находится около газораздаточной колонки в зоне видимости наполнителя.
     2.6. Находиться водителю между автомашиной и панелью заправочного бокса при заправке КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
     2.7. Операции по открытию и перекрытию линии заправки газа производятся наполнителем:
     2.7.1. В автоматическом и дистанционном режимах с пульта операторной в соответствии с технологическим регламентом по заправке автомобилей.
     2.7.2. В ручном режиме перестановкой запорного вентиля на колонке.
     2.8. По окончании заправки водитель по указанию наполнителя (световой сигнализации):
     2.8.1. Перекрывает заправочный вентиль на автомобиле.
     2.8.2. Открывает свечу сброса газа из шланга.
     2.8.3. Убедившись в отсутствии давления в линии (по манометру колонки) отсоединяет шланг на автомобиле.
     2.9. После заправки газом с разрешения наполнителя или по разрешающему зеленому сигналу на колонке, вторично убедившись в отсоединении шланга, автомобиль удаляется с территории АГНКС.
     2.10. Расчет за отпущенный газ производится талонами установленной формы. Количество отпускаемого газа определяется расчетным путем по утвержденной методике, имеющейся на АГНКС.

3. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

     3.1. При появлении утечки газа из газобаллоной установки в процессе заправки, заправка немедленно прекращается, и автомобиль удаляется с территории АГНКС.
     3.2. При появлении утечек из оборудования колонки, заправка прекращается, и колонка выводится в ремонт.
     3.3. При разрыве трубопроводов и шлангов, а также пожаре и других аварийных ситуациях персонал АГНКС и водители действуют в соответствии с планом ликвидации аварий.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРВИЧНОЙ ЗАПРАВКЕ АВТОМОБИЛЕЙ СЖАТЫМ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ

     4.1. Первичной заправкой автомобиля считается:
            1) первая заправка новых автомобилей;
            2) заправка после переосвидетельствования баллонов;
            3) заправка автомобилей, прибывших на АГНКС без остаточного давления газа в баллонах.
     4.2. При первичной заправке автомобиля водитель обязан предьявить, кроме перечисленных в п.1.7 документов, паспорт газобаллонной установки, в котором должны быть:
            1) заводские номера баллонов;
            2) емкость баллонов;
            3) акт на монтаж и испытания газобаллоной установки;
            4) паспорт на заправочную арматуру, манометр.
     Паспорт и акты должны быть подтверждены подписью технического руководителя и печатью предприятия.
     4.3. Первичная заправка автомобиля производится в присутствии лица, ответственного за эксплуатацию и исправное состояние газобаллоного автомобиля, в соответствии с требованиями п.2.3. и 3.2. настоящей инструкции и с записью в журнале первичной заправки, где отражаются следующие сведения:
1) дата заправки;
2) марка и гос. номер автомобиля, его принадлежность к автопредприятию;
3) причина первичной заправки (новый автомобиль, переосвидетельствование баллонов, отсутствие остаточного давления газа).
     4.4. Перед заправкой производится прополаскивание газобаллонной установки природным газом в следующем порядке:
            4.4.1. Подсоединяется шланг к баллонам автомобиля.
            4.4.2. Открывается заправочный вентиль автомобиля.
            4.4.3. Закрывается свеча на колонке.
4.4.4. Плавным открытием запорного вентиля колонки подается газ на ГБУ автомобиля давлением не более 10 кг/см2, после чего вентиль перекрывается.
4.4.5. Открывается свеча на колонке и сбрасывается газ из шланга.
4.4.6. Отсоединяется шланг от автомобиля.
4.4.7. Автомобиль удаляется из зоны заправки и открытием заправочного вентиля вся смесь удаляется из баллонов автомобиля.
4.4.8. После полного удаления смеси заправочный вентиль закрывается.
     4.5. После прополаскивания баллонов автомобиль ставится под заправку. Заправка производится вручную запорным вентилем колонки со ступенчатым подьемом давления и осмотром газобаллоной установки при следующих давлениях: 50 кг/см2, 100 кг/см2, 150 кг/см2, 200 кг/см2.
     4.6. После окончания заправки перекрывается заправочный вентиль автомобиля и запорный вентиль колонки, открывается свечной вентиль колонки для сброса газа из шланга. Шланг снимается, и автомобиль удаляется с территории АГНКС.
     4.7. При расчете за отпущенный газ при первичной заправке учитывается газ, ушедший на прополаскивание баллонов. При наличии 7 и 8 баллонов на автомобиле — 4 м3, 5 и 6 — 3 м3, 4 — 2 м3, ГАЗ-24 «Волга» — 1 м3.
     4.8. Первичная заправка при отсутствии паспорта, либо при отсутствии в нем сведений по п.3.2 настоящей инструкции без письменного разрешения вышестоящей организации запрещается.