ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА при проведении работ по внутритрубной дефектоскопии магистральных газопроводов


РОССИЙСКОЕ  АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ»
==========================================
«Согласовано»
Председатель
Нефтегазстройпрофсоюза
_____________Л.А. Миронов
«Утверждаю»
Член Правления
РАО «Газпром»
______________Б.В. Будзуляк

 ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ  ТРУДА

при проведении работ по внутритрубной дефектоскопии

магистральных газопроводов

 ТОИ Р-39-001-96
Разработчик: фирма «Газобезопасность» РАО «Газпром»
Вводится в действие
Срок действия

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1.1. Инструкция регламентирует взаимоотношения между организациями, участвующими в выполнении комплекса работ по дефектоскопии магистральных газопроводов, а также порядок проведения этих работ.
     1.2. Инструкция распространяется на работы по дефектоскопии магистральных газопроводов, выполняемой с помощью снарядов дефектоскопов, фиксирующих при прохождении внутри газопровода геометрические его параметры (овальность, сужения, вмятины, углы поворота) с помощью профильных снарядов, а также коррозионные повреждения внутренней и наружной поверхности металла труб и внутренние дефекты стенок трубопровода (расслоения, неметаллические включения) с помощью снарядов дефектоскопов.
     1.3. Инструкция устанавливает требования к обследуемому участку магистрального газопровода (в дальнейшем — к объекту) и средствам дефектоскопии, а также к обеспечению этих работ средствами связи, проездами, транспортом и т.д., режиму работы газопровода в момент проведения дефектоскопии и к организации работ по дефектоскопии объектов.
     1.4. Инструкция содержит основные требования по организации проведения работ по дефектоскопии и технике безопасности.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ДЕФЕКТОСКОПИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ

     2.1. Основными юридическими сторонами при подготовке газопроводов и проведении работ по дефектоскопии являются газотранспортное предприятие и специальное управление дефектоскопии магистральных трубопроводов, именуемое в дальнейшем «Управление дефектоскопии».
     2.2. Газотранспортное предприятие обязано провести анализ готовности участка газопровода к проведению дефектоскопии, выполнить необходимый комплекс работ по подготовке объекта в соответствии с предъявляемыми техническими требованиями, согласовать режимы транспорта газа с ЦДУ и обеспечить проведение работ в соответствии с требованиями по организации работ, изложенными в соответствующих документах и настоящей инструкции.
     2.3. Управление дефектоскопии обязано выполнить комплекс работ, начиная с подготовки средств дефектоскопии к работе и транспортировке их на объект до выдачи результатов анализа состояния трубы заказчику.
     2.4. Операция запасовки снарядов в камеры запуска и их извлечения из камер приема, контроль за прохождением снарядом контрольных точек на трубопроводе производится газотранспортным предприятием совместно с работниками управления дефектоскопии.
     2.5. При проведении работ разрешение на ту или иную операцию дефектоскопии, связанную с работой газопровода, безопасностью работ, обеспечением нормального функционирования технологического оборудования дается ответственным представителем заказчика, который назначается приказом соответствующего газотранспортного предприятия.
     2.6. Контроль за соблюдением необходимого режима работы и технологии при проведении работ осуществляется руководителем бригады управления дефектоскопии, назначенным начальником управления.

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ

     3.1. Процесс дефектоскопии участков газопроводов должен начинаться с общего анализа готовности участка газопровода к дефектоскопии, исходя из требований, предъявляемых к обследуемому участку газопровода, изложенных в главе 4.
     3.2. Анализ готовности участка газопровода к дефектоскопии осуществляется газотранспортным предприятием (своими силами или субподрядной организацией) с привлечением к рассмотрению результатов анализа представителей управления дефектоскопии.
     3.3. В объем анализа должны входить:
     — наличие и готовность соответствующих камер к осуществлению запуска и приема очистного поршня и снарядов;
     — анализ результатов прохождения очистных поршней на каждом участке газопроводов, подвергающихся дефектоскопии;
     — наличие и степень готовности погрузочно-разгрузочных площадок для запасовки и приема средств дефектоскопии с помощью большегрузной транспортной и подъемной техники;
     — анализ трассы газопровода (повороты, полнопроходность кранов уклоны и подъемы, наличие отводов, диаметры и даты выполнения врезок);
     — анализ транспортных путей вдоль газопровода, прогнозирование их состояния на запланированный период дефектоскопии;
     — анализ технологических режимов и их прогнозирование на запланированный период дефектоскопии.
     3.4. По результатам анализа газотранспортным предприятием и управлением дефектоскопии уточняется программа дефектоскопии газопроводов объединения с учетом минимизации пробега транспортной техники, сроков дефектоскопии и разрабатывается и утверждается инструкция.
     3.5. Результаты анализа являются основой для комплекса мероприятий, осуществляемых газотранспортным предприятием для подготовки объектов региона к дефектоскопии.
     3.6. Газотранспортное предприятие должно подготовить объекты региона к дефектоскопии в соответствии с разработанными мероприятиями.
     З.7.Непосредственно перед выполнением дефектоскопии каждого конкретного уча- стка газопровода от камеры запуска до камеры приема снарядов газотранс- портным предприятием или организацией по его поручению проводится по- вторный детальный анализ готовности объекта к дефектоскопии и определе- ние полноты и качества выполненных по мероприятиям работ. Результаты анализа отражаются в заполненных опросных листах. Результаты анализа представляются в управление дефектоскопии.
     3.8. В случае выявления недоработок, устраняемых в оперативном порядке (в течение 3-5 дней) газотранспортное предприятие обеспечивает 100%-ную готовность объекта к дефектоскопии, которая заканчивается пропуском очистного поршня (в соответствии с опросным листом).
     3.9. По результатам пропуска очистного поршня газотранспортное предприятие сообщает управлению дефектоскопии о готовности участка газопровода к дефектоскопии.
     3.10.Газотранспортным предприятием и управлением дефектоскопии издается совместный приказ о проведении работ. Приказом назначаются ответственные руководители работ по проведению дефектоскопии участка газопровода:
     — ответственный руководитель работ на предприятии из числа лиц объединения,
     — ответственные руководители за проведение работ на подведомственных участках из числа руководителей управления.
     Ответственныйруководитель работ на предприятии отвечает за обеспечение безопасного проведения работ, за правильность и полноту принятых мер безопасности, достаточную квалификацию лиц, назначенных руководителями работ на отдельных участках.
     Ответственные за проведение работ на отдельных участках отвечают за подготовку объекта к проведению работ, правильность и полноту выполнения мер безопасности, предусмотренных нарядом-допуском, за достаточную квалификацию лиц, назначенных исполнителями работ, за полноту и качество их инструктажа, за соблюдение технологии и мер безопасности подчиненным персоналом.
     Ответственный за эксплуатацию комплекса отвечает за качество подготовки комплекса к работе, за правильность и полноту принятых мер безопасности, за достаточную квалификацию лиц, назначенных исполнителями работ, за соблю- дение технологии и мер безопасности подчиненным персоналом.
     3.11. Работы выполняются в соответствии с инструкцией по дефектоскопии, утвержденной газотранспортным предприятием, с соблюдением мер безопасности, изложенных в Типовой инструкции по охране труда при очистке внутренней полости газопровода очистными устройствами.
     3.12.Окончательная готовность объекта к дефектоскопии определяется по результатам пропуска профильного снаряда и снаряда-шаблона, осуществляемого управлением дефектоскопии совместно с газотранспортным предприятием.
     3.13. При положительных результатах пропуска профильного снаряда и снарядашаблона управлением дефектоскопии при организационном и технологическом обеспечении газотранспортным предприятием осуществляется, собственно, дефектоскопия газопровода путем пропуска снаряда-дефектоскопа. Количество пропусков снарядов по трубопроводу определяется управлением дефектоскопии по полученным результатам.

      Д о п у с к а е т с я :

      -по решению Заказчика, согласованному с Исполнителем, не оценивать состояние «геометрии»трубы с помощью профильного снаряда на участке, где труба проложена в подвижных грунтах и есть опасность заклинивания снаряда-шаблона и снаряда-дефектоскопа, первым после очистного поршня пропускать профильный снаряд.
     3.13. Согласование и обеспечение технологических режимов транспорта газа с ЦДУ во время пропуска снарядов для обеспечения требуемой скорости их движения осуществляется газотранспортным предприятием. Обеспечение скорости движения снарядов в установленном диапазоне необходимо для получения качественной информации о дефектах трубы, исключения излишнего износа снарядов и исключения неоправданных потерь газа при «холостых» пропусках снарядов.
     3.14. Результаты дефектоскопии предоставляются Заказчику в виде таблиц дефектов с привязкой их координат и трасс участка газопровода.
     3.15. По полученной информации от профильного снаряда и снаряда дефектоскопа газотранспортное предприятие осуществляет проверку достоверности полученных результатов путем выборочной контрольной шурфовки дефектных мест на трубопроводе. Контрольная шурфовка должна осуществляться в присутствии представителя управления дефектоскопии.
     3.16. По окончании дефектоскопии в недельный срок изоляция газопровода в шурфах должна быть восстановлена, шурфы засыпаны. Эти работы должны быть выполнены организацией, эксплуатирующей данный участок газопровода.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕКТУ И СРЕДСТВАМ ДЕФЕКТОСКОПИИ

     4.1. Под объектом дефектоскопии понимается участок равнопроходного магистрального газопровода от камеры запуска до камеры приема.
     4.2. Участок газопровода должен быть оборудован камерами запуска и приемки очистных поршней, соответствующих предъявляемым к ним требованиям для запасовки и приема профильного снаряда и снаряда-дефектоскопа, применяемых для конкретного объекта, типы которых определяются управлением дефектоскопии и согласовываются с газотранспортным предприятием.
     4.3. Углы поворота должны быть изготовлены из кривых холодного гнутья или штампосварных отводов и иметь радиусы не менее 5 диаметров трубы для отечественных средств дефектоскопии и не менее 3 диаметров для средств типа «Лайналог». Допускается дефектоскопировать трубопроводы, изгибы которых выполнены из сваренных секций, геометрия которых позволяет выполнить безаварийный пропуск снарядов. Данные по геометрии изгиба трубы представляются газотранспортным предприятием управлению дефектоскопии при согласовании типов применяемых снарядов.
     4.4. Отводы на участке газопровода должны иметь защитные решетки с шагом не более 200 мм.
     4.5. Перед дефектоскопией полость газопровода должна быть очищена с помощью очистного поршня.
     4.6. Газопроводы должны отвечать строительным нормам, приведенным в СНиП 2.05.06-85, СНиП Ш-42-80.
     4.7. Камеры запуска и приема должны иметь подъездные пути и погрузочноразгрузочные площадки, обеспечивающие транспортировку, погрузку-разгрузку, запасовку и прием средств дефектоскопии с помощью большегрузной транспортно-подъемной техники (транспортное средство «Хаски», тягач «Ураган», автомобили типа «Краз» с прицепом фирмы «Тьюбоскоп» и т.п.).
     4.8. Перед пуском профильного снаряда и снаряда-дефектоскопа по трассе газопровода газотранспортным объединением должна быть произведена шурфовка участка для установки маркеров. Места установки маркеров определяются схемой (трассовкой участка газопровода, разрабатываемой газотранспортным объединением). Схема должна быть согласована с управлением дефектоскопии и сохраняться в газотранспортном предприятии до следующего проведения дефектоскопии на данном участке газопровода.
     4.9. При пропуске профильного снаряда и снаряда-дефектоскопа газотранспортным предприятием должен выдерживаться режим подачи газа по трубопроводу, согласованный с ЦДУ и обеспечивающий следующие диапазоны скоростей движения снарядов:
     снаряд-дефектоскоп «КОД-М»          Ду-1220 мм 1,0 — 4,4 м/сек
     снаряд-дефектоскоп » КРОТ — 1000″   Ду-1020 мм 1,0 — 6,0 м/сек
     снаряд-дефектоскоп «ЛАЙНАЛОГ»       Ду-1420 мм 0,4 — 3,1 м/сек
     профильный снаряд «ЛАЙНАЛОГ»        Ду-1420 мм 0,4 — 4,4 м/сек
     При пропусках снарядов-шаблонов режим подачи газа по трубопроводам должен выдерживаться таким же, как при пропуске соответствующего снаряда дефектоскопа.
     4.10. Проведение работ на объекте разрешается только при условии обеспечения газотранспортным предприятием надежной оперативной связью руководителя работ с диспетчером ЛПУ МГ, с постами на трассе газопровода обслуживающим маркеры и обеспечивающими безопасность при выполнении работ, а также с диспетчером ЦДУ предприятия. Для слежения за прохождением снарядов по трубопроводу в качестве дополнительной информации рекомендуется использовать информацию от датчиков прохождения поршня в системе линейной телемеханики.
     4.11. В малонаселенных районах, особенно в районах Крайнего Севера и Юга страны, головное транспортное средство при движении колонны с комплексом средств дефектоскопии должно быть оборудовано приемопередающей радиостанцией, обслуживаемой представителем газотранспортного предприятия.
     4.12. Перед каждым пропуском снаряда с целью выявления его соответствия паспортным техническим характеристикам и требованиям безопасного выполнения работ управлением дефектоскопии должны быть проведены работы по техническому обслуживанию и регламенту средств дефектоскопии.
     4.13. Обслуживаемые маркеры должны обеспечивать передачу сигнала оператору о прохождении снарядов на расстояние не менее 300 м с целью обеспечения места расположения оператора вне опасной зоны газопровода.
     4.14. Работы по дефектоскопии действующих газопроводов производиться при наличии :
     — приказа о проведении дефектоскопии участка газопровода,
     — акта о готовности участка газопровода к проведению дефектоскопии,
     — плана проведения работ по дефектоскопии участка газопровода,
     — комплекта эксплуатационной документации на комплекс,
     — наряда-допуска на проведение газоопасных работ,
     — специально обученного персонала работе с оборудованием,
     — журнала регистрации распоряжений по проведению работ
     Все распоряжения представителей вышестоящих организаций, касающихся работ по дефектоскопии участка, передаются только через ответственного руководителя работ.
     4.15. Наряд-допуск оформляется на следующие виды газоопасных работ:
     — запасовка снаряда-дефектоскопа в камеру  запуска,
     — извлечение снаряда — дефектоскопа из камеры приема,
     — шурфовка газопровода  при установке маркерных магнитов и нахождении дефектов на трубопроводе.
     Запрещается пропуск снаряда-дефектоскопа по участку газопровода при неподготовленности узлов запуска и приема и без пропуска очистного поршня.
     4.16. Безопасность комплексов должна обеспечиваться организационно-техническими мероприятиями и техническими средствами защиты, в соответствии с техническим описанием и инструкцией по эксплуатации.
     4.17. Ответственный руководитель работ должен провести инструктаж по мерам безопасности персоналу, участвующему в проведении работ по дефектоскопии, с записью в журнале инструктажа.
     4.18. Персонал должен быть допущен к самостоятельному выполнению работ в соответствии с требованиями действующих документов.
     4.19. При выполнении отдельных работ и операций персонал должен соблюдать требования безопасности, изложенные в инструкциях по охране труда по профессиям и соответствующим видам работ.
     4.20. Связанные с запасовкой и извлечением снарядов-дефектоскопов работы должны выполняться в светлое время суток.
     4.21. При проведении работ, связанных с запасовкой, пропуском и извлечением снарядов-дефектоскопов, монтажом и демонтажом маркерных магнитов в шурфах, необходимо предусматривать возможность возникновения аварийных ситуаций (разрыв газопровода, отказ запорной арматуры, возникновение свища, пожара) и принять меры по обеспечению безопасности персонала.
     4.22. Вход оператора в камеру приема для подсоединения троса с помощью захвата к снаряду-дефектоскопу допускается только в шланговом противогазе ПШ — 1 или ПШ — 2 и со страховочной веревкой, привязанной к поясу. Страховку должны производить не менее двух человек.
     4.23. При продувке камер запуска и приема все механизмы и аварийный транспорт должны находиться на расстоянии не менее 150 м от продувочной свечи с наветренной стороны.
     4.24. Автомобильный транспорт, используемый в зонах запуска и приема снарядов-дефектоскопов из камер, в целях пожарной безопасности необходимо располагать с наветренной стороны с расчетом обеспечения их быстрого передвижения и маневра.
     Во время проведения работ по обследованию газопровода не разрешается:
     — переезд транспорта через газопровод,
     — присутствие на площадках запуска и приема очистных устройств, а также на линейных кранах проверяемого участка газопровода лиц, не участвующих в проведении работ,
     — выполнение каких-либо работ (строительных, огневых, монтажных) в охранной зоне газопровода (на расстоянии 350 м от оси газопровода).
     — изменение режима работы газопровода.
     4.25. Каждый работник, заметивший опасность, обязан сообщить о случившемся ответственному руководителю работ, который принимает решение о действиях в создавшейся ситуации.
     4.26. На участках газопровода, подлежащих шурфовке с целью монтажа маркеров, а также в дефектных местах, выявленных при экспресс обработке информации, рытье шурфов на газопроводе, находящемся под давлением и не имеющем утечек газа, разрешается производить землеройными машинами в соответствии с «Правилами безопасности при эксплуатации магистральных газопроводов». Во время работ в шурфе должны находиться только исполнители
работ в данное время, запрещается нахождение ненужных для работы инструментов, материалов и приспособлений.