ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА при использовании, хранении, перевозке, погрузке и разгрузке карбида кальция, баллонов с кислородом, ацетиленом и сжиженным газом


РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ»
==========================================
«Согласовано»
Председатель
Нефтегазстройпрофсоюза
«Утверждаю»
Член Правления
ОАО «Газпром»

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

при использовании, хранении, перевозке, погрузке и разгрузке карбида кальция,

баллонов с кислородом, ацетиленом и сжиженным газом

ТОИ Р-39-006-96
Разработчик: фирма «Газобезопасность» ОАО «Газпром»
Вводится в действие
Срок действия

1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

     1.1.К работам, связанным с использованием, хранением, перевозкой, погрузкой и разгрузкой карбида кальция, баллонов с кислородом, ацетиленом и сжиженным газом (в дальнейшем — работы с карбидом кальция и баллонами) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, окончившие специальные курсы или прошедшие профессионально-техническое обучение и имеющие удостоверение.
     1.2. При использовании, хранении, перевозке, погрузке и разгрузке карбида кальция, баллонов с кислородом, ацетиленом и сжиженным газом необходимо учитывать возможность воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов:
     — взрыво- и пожароопасность;
     — сосуды, работающие под давлением;
     — повышенная загазованность воздуха рабочей зоны;
     — недостаточная освещенность рабочей зоны;
     — перемещаемый груз.
     1.3.Баллоны для газов используются в подразделениях предприятий для хранения и перевозки в них кислорода, ацетилена, пропана, углекислоты, аргона, а также сжатого воздуха.
     1.4.Газообразный кислород используется для процессов газопламенной обработки металлов: резки, сварки, нагрева, плавки, поверхностной очистки и т.п.
     1.5.Ацетилен используется как основной горючий газ для газовой сварки и резки металлов.
     1.6.Пропан применяется при резке сталей, сварке и пайке легкоплавких цветных металлов, закалке, газовой сварке пластмасс.
     1.7.Углекислота и аргон используются при сварке металлов с применением присадочного материала ( сварочной проволоки).
     1.8.Работы с карбидом кальция и баллонами относятся к газоопасным работам и должны быть включены в действующий перечень газоопасных работ.
     1.9.Рабочие, связанные по работе с карбидом кальция и баллонами, должны быть ознакомлены с перечнем газоопасных работ под роспись.

2.МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ГАЗОВЫМИ БАЛЛОНАМИ

     2.1. Баллоны должны эксплуатироваться в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением».
     2.2. Персонал, обслуживающий баллоны, должен быть обучен и проинструктирован.
     2.3. Транспортирование и хранение баллонов должно производиться с навернутыми колпаками.
     2.4. При перевозке баллонов в специальных контейнерах разрешается перевозка наполненных и порожних баллонов в одном кузове. Укладка баллонов (порожних и наполненных) в один контейнер запрещается.
     2.5. Запрещается совместная транспортировка и хранение в одном помещении (кузове) баллонов с кислородом и с ацетиленом или другими горючими газами, горюче-смазочными материалами, жирами.
     2.6. Допускается в исключительных случаях совместная транспортировка в кузове автомобиля кислородных баллонов и баллонов с горючими газами (порожних и наполненных) при соблюдении следующих условий:
     1) одновременной транспортировке не более десяти баллонов суммарно;
     2) тщательной очистке баллонов и кузова машины от следов жира и масла;
     3) наличия на корпусе баллонов амортизационных резиновых колец;
     4) укладке баллонов в один ряд на деревянных подставках;
     5) разделении и максимальном удалении в кузове баллонов с кислородом и горючим газом.
     2.7. При бесконтейнерной транспортировке баллонов должны соблюдаться следующие требования:
     1) на баллонах должны быть до отказа навернуты предохранительные колпаки;
     2) баллоны должны укладываться в деревянные гнезда,  обитые войлоком или другим мягким материалом;
     3) при погрузке более одного ряда баллонов должны применяться прокладки на каждый ряд для предохранения их от соприкосновения друг с другом. Разрешается применять в качестве прокладок пеньковый канат диаметром не менее 25 мм или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм.
     2.8.Запрещается грузить баллоны на автомашины и другие транспортные средства при наличии в кузове грязи, мусора и следов масла.
     2.9. Разрешается транспортировка кислородных и ацетиленовых баллонов в вертикальном положении, закрепленных в специальных контейнерах.
     2.10. Баллоны со сжатыми, сжиженными газами при перевозке и хранении должны быть защищены от нагрева солнечными лучами и удалены от источников отопления на расстояние не менее 1 м.
     2.11. Запрещается транспортировать и хранить баллоны со сжатыми и сжиженными газами без заглушек на штуцерах вентилей и без предохранительных колпаков. При транспортировке и хранении баллонов необходимо принимать меры против их падения, толчков или ударов, в том числе друг о друга.
     2.12. Запрещается непосредственный контакт кислорода (негерметичного баллона с кислородом) со смазочным маслом и другими углеводородными легковоспламеняющимися жидкостями связи с возможностью их самовоспламенения и даже взрыва кислородного баллона.
     2.13. Перемещение баллонов на небольшое расстояние (в пределах рабочего места) разрешается производить путем кантовки в слегка наклонном положении.
     2.14. Перемещение баллонов должно производиться на специально приспособленных тележках (двух- и четырехколесных), на специальных носилках, обеспечивающих безопасную переноску баллонов, или в специальных контейнерах с помощью грузоподъемных механизмов. Переноска баллонов на руках без носилок и на плечах запрещается.
     2.15. Баллоны, в зависимости от содержащегося в них газа, окрашиваются в условные цвета: баллоны для кислорода — в голубой цвет, ацетилена — белый, пропан-бутан — красный, углекислота и аргон — черный.
     2.16. На верхней сферической части каждого баллона должны быть отчетливо видные сведения:
     1) товарный знак завода-изготовителя;
     2) номер баллона;
     3) фактическая масса порожнего баллона;
     4) дата(месяц,год) изготовления и год следующего освидетельствования;
     5) рабочее давление, МПа (кгс/см2);
     6) пробное гидравлическое давление, МПа (кгс/см2);
     7) вместимость баллона, л;
     8) клеймо ОТК и завода- изготовителя;
     9) номер стандарта для баллонов вместимостью свыше 55 л.
     2.17. Кислород из баллона отбирают при остаточном давлении не ниже 0,5 кгс/см2, после чего вентиль закрывают, отсоединяют редуктор, навертывают на вентиль заглушку, колпак и отправляют баллон на склад порожних баллонов. Кислород в баллоне оставляют для того, чтобы туда не попали посторонние вещества и, чтобы определить на кислородном заводе, какой газ остался в баллоне от предыдущего наполнения.
     2.18. В процессе эксплуатации кислородных баллонов необходимо периодически осматривать кислородный вентиль, обращая особое внимание на герметичность его соединений, механическую сохранность его деталей, а также на качество резьбы штуцера, износ которой может вызвать срыв гайки навернутого на штуцер редуктора, что может привести к несчастному случаю.
     2.19. Категорически запрещается открывать вентиль постукиванием посторонними предметами, подносить к нему открытое пламя, браться за него грязными масляными руками. Не разрешается заменять находящийся в клапане уплотнитель из отожженной красной меди другим уплотнительным материалом (фиброй, эбонитом, фторопластом и т.п.), так как в среде сжатого кислорода органические уплотнители возгораются, создавая опасность работы с баллонами, а металлические уплотнители, более твердые, чем медь, разрушают седло корпуса вентиля.
     2.20. Баллоны с газами должны храниться в специально спроектированных для этого открытых и закрытых складах.
     2.21. Складирование в одном помещении баллонов с кислородом и горючими газами (пропан, ацетилен) запрещается.
     2.22. Склады для хранения баллонов с пропаном, ацетиленом должны быть одноэтажными с покрытием легкого типа.
     2.23. Полы помещений для хранения баллонов с пропаном и ацетиленом должны выполняться из материалов, исключающих искрообразование.
     2.24. В помещении для хранения баллонов с пропаном, ацетиленом должны быть приборы, сигнализирующие о возникновении опасной концентрации газов в помещении. При отсутствии указанных приборов необходимо проводить анализ воздуха помещений не реже одного раза в смену.
     2.25. На складах баллонов с пропаном, ацетиленом допускается только водяное, паровое (низкого давления) или воздушное отопление.
     2.26. По окончании работ баллоны с газами должны находиться в специально отведенном для их хранения месте, исключающем доступ посторонних лиц.

3. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КАРБИДОМ КАЛЬЦИЯ.

     3.1. Карбид кальция является основным сырьем для получения ацетилена. Представляет собой твердое вещество темно-серого или коричневого цвета. Имеет резкий чесночный запах.
     3.2. Карбид кальция при взаимодействии с водой быстро разлагается, образуя газообразный ацетилен и гашеную известь.
     3.3. На заводах-изготовителях карбид кальция выпускают кусками размером 2х8, 8х15, 15х25, 25х80 мм. Частицы менее 2 мм считаются отходами (карбидная пыль) и для работы непригодны.
     3.4. Хранится и транспортируется карбид кальция в герметичных барабанах, изготовленных из кровельной стали, вмещающими 50-130 кг карбида. На барабанах с карбидом кальция должны быть нанесены: наименование завода-изготовителя, вес, грануляция, сорт, а также надпись:»Беречь от влаги и огня, карбид».
     3.5. Карбид кальция способен впитывать влагу из воздуха, выделяя при этом газ — ацетилен, который в смеси с воздухом в пределах 2,5-80% взрывоопасен.
     3.6. Барабаны должны храниться в сухих, проветриваемых помещениях с высотой пола 0,8-1,0 м от поверхности земли.
     3.7. Хранить карбид кальция в подвальных помещениях запрещается. В помещениях, используемых для хранения карбида, не должно быть водопроводных сетей и водяного отопления.
     3.8. Склады для хранения карбида кальция должны быть обеспечены противопожарными средствами: огнетушителями ОУ-5, ОП-10 (3), ящиком с песком вместимостью не менее 0,5 м3 с деревянной лопатой (совком) на каждые 50 м2 площади помещения.
     3.9. Если на складе карбида кальция возник пожар, то огонь следует тушить сухим песком, углекислотными и порошковыми огнетушителями. Тушение пожара водой запрещается.
     3.10.Барабаны с карбидом кальция могут храниться на складах как в горизонтальном положении, не более, чем в три яруса, так и в вертикальном положении, не более, чем в два яруса. Между ярусами барабанов должны быть уложены доски толщиной 40-50 мм. Ширина проходов между уложенными в штабели барабанами должна быть не менее 1,5 м.
     3.11. На складах не допускается скапливание карбидной пыли. Пыль должна периодически собираться и разлагаться водой на открытом воздухе или использоваться в специально предназначенных для этой цели генераторах.
     3.12. Вскрытые или поврежденные барабаны не разрешается хранить на складах карбида кальция. В этом случае карбид кальция должен быть немедленно использован или пересыпан в герметически закрываемую тару (специальные бидоны) и расходоваться в первую очередь.
     3.13. Вскрытие барабанов с карбидом кальция, развеска его, отсев мелочи и пыли и отбор ферросилиция должны производиться вне склада в раскупорочных помещениях.
     3.14. Для просеивания, сортировки и загрузки в ковш карбида кальция рабочие должны допускаться только в респираторах или с марлевыми повязками в несколько слоев.
     3.15. Для открывания барабана с карбидом кальция не должен применяться инструмент, могущий образовать искру, которая может вызвать взрыв воздушно-ацетиленовой смеси, находящейся в воздушном пространстве барабана. Разрешается применять специальные ножи. При отсутствии у ножа приспособления для выдавливания смазки крышка карбидного барабана по линии реза должна быть покрыта слоем тавота толщиной 2 мм. Допускается открывать барабаны латунным зубилом и молотком, исключающими возможность образования искры.
     3.16. При погрузке и разгрузке барабанов с карбидом кальция запрещается сбрасывать их и наносить удары по барабанам, а также категорически запрещено курение. Разгружать барабаны следует путем плавного скатывания их по наклонной плоскости.
     3.17. При перевозке барабанов автомобильным транспортом их следует тщательно накрывать брезентом независимо от погоды.
     3.18. В случае обнаружения при транспортировке поврежденных барабанов об этом следует предупредить приемщика или кладовщика при сдаче барабанов на склад.
     3.19. Если барабаны нужно переместить на расстояние до 5 м, их можно перекатывать.