Стропы


Канатные стропы

Стропы — отрезки канатов соединенные в  кольца или снабженные концевыми и навесными звеньями, которые обеспечивают быструю, удобную и безопасную строповку или расстроповку грузов.

Стропы из стальных канатов (рис.6.7) изготавливают в соответствии с ГОСТ  25573-82  «Стропы  грузовые канатные для строительства» и РД 10-33-93 «Стропы грузовые общего назначения», следующих типов:

  • 1СК  — строп канатный одноветвевой;
  • 2СК — двухветвевой;
  • 3СК — трехветвевой;
  • 4СК — четыреветвевой;
  • УСК1 — универсальный  исполнение 1 или СКП — двухпетлевой по ГОСТ25573;
  • УСК2 — универсальный исполнение 2  или СКК – кольцевой по ГОСТ 25573.

В условное обозначение стропа входит наименование изделия, тип, грузоподъемность, длина и обозначение стандарта. Пример условного обозначения одноветвевого стропа грузоподъемностью 1,6 т, длиной 2000 мм.

Строп 1СК — 1,6  — 2000 ГОСТ 25573-82

При изготовлении  канатных стропов, в соответствии с Правилами, рекомендуется использовать стальные канаты крестовой свивки по ГОСТ 3071, ГОСТ 3079, ГОСТ 2686, ГОСТ 7668, ГОСТ 7669.

Выбор стропов производят в зависимости от габаритов груза и его массы при соблюдении угла между ветвями стропа не более 90 градусов. Увеличение угла между  ветвями стропа более расчетного может привести к разрушению стропа.

Многоветвевые уравновешивающие стропы применяют для подъема элементов при монтаже зданий и сооружений.  Например, шестиветвевой строп, оборудованный специальными устройствами, позволяет при подъеме раскантовать плиту из горизонтального положения в вертикальное и наоборот, а четырехветвевой строп с уравнительными балансирными блоками служит для подъема деталей со смещенным центром тяжести и при различном положении монтажных петель. Находят применение полуавтоматические стропы, которые позволяют вести быструю строповку и расстроповку грузов не поднимаясь к элементам зацепки грузов. Управление замком стропа осуществляется гибким тросиком.

Расчет нагрузки на ветвь стропа.

Расчет стропов из стальных канатов должен выполнятся с учетом  числа ветвей и угла наклона их к вертикали. Расчетную нагрузку отдельной ветви многоветвевого стропа назначают из условия равномерного натяжения каждой из ветвей и соблюдения (в общем случае) расчетного угла между ветвями, равного 90о. Для стропа с числом ветвей более трех, воспринимающих расчетную нагрузку, учитывают  в расчете не более трех ветвей. При расчете стропов, предназначенных для транспортировки заранее известного груза, в качестве расчетных углов между ветвями стропов могут быть приняты фактические углы

Расчет натяжения ветви стропа производится по формуле:

                      S = Q / (n * Cos (альфа)   = (Q / n )* М,

где: S — натяжение ветви стропа; Q — масса груза; n — число ветвей стропа; ___- угол наклона ветви стропа; М — коэффициент, зависящий от угла наклона ветвей стропа к вертикали  (при (альфа) = 0о  М = 1; при = 30о  М = 1,15; при = 45о  М = 1,42).

Расчет звеньев стропов сводится к определению нормальных напряжений от растяжения и изгиба. Конструктивные размеры и способы крепления  деталей и звеньев стропов устанавливаются проектом, исходя из условия обеспечения надежности при эксплуатации. В РД 10- 33-93 указано «Грузоподъемность цепных стропов, предназначенных для перемещения грузов, имеющих  температуру свыше 300о С, но не более 500о С, снижают на 25%, а свыше 500о С — на 50%.

Канатные стропы, ветви которых изготовлены из канатов с органическим сердечником, допускается применять для транспортирования грузов, имеющих температуру не выше 100о С, а стропы ветви, которых изготовлены  из канатов с металлическим сердечником — не выше 150о С.

Грузоподъемность стропов с ветвями из каната со стальным сердечником при перемещении грузов,  имеющих температуру от 250о  до 400о С, снижают на 25%, перемещение грузов имеющих температуру свыше 400о С не допускается.

Отклонение длины  ветвей,  используемых  для  комплектации одного стропа, не должно превышать 1%  от длины ветви».