Крепление канатов к механизмам подъема и их деталям


Концевые крепления стальных канатов грузозахватных приспособлений

Для изготовления стропов  и других грузозахватных приспособлений применяют два вида крепления  канатов: разъемное и неразъемное.

В неразъемных соединениях на концах каната петли выполняют заплеткой,  постановкой  обжимной втулки или заливкой легкоплавкими  сплавами  в  конусной  втулке

Для обеспечения правильного формирования петли, предохранения каната от резкого изгиба и преждевременного износа в петлю каната вставляют  коуш — специальное  устройство  в  виде стальных изогнутых пластин, охватывающих канат.

При заплетке (рис.6.5,а) конец каната расплетают на пряди, вырезают сердечник, затем расплетенные пряди вплетают в рабочую ветвь каната, прокалывая ее специальным инструментом.  Длина заплетки должна составлять 20…25 диаметров каната.

Наиболее прогрессивным является закрепление концов каната в обжимной втулке (рис.6.5,б). Основной деталью соединения является, овальная  втулка из стали или алюминия.  Конец каната пропускают через втулку, изгибают для образования петли и вновь пропускают  во  втулку  с  противоположной стороны,  после чего обжимают в штампе.

Крепление концов каната путем заливки легкоплавкими сплавами в конусной втулке трудоемко и дорого, поэтому широкого распространения не получило.

К разъемным концевым креплениям относятся болтовые зажимы (рис.6.5,в).  Конец каната  после  закладки его в канавку коуша стягивают с канатом зажимами.  Число  зажимов  должно  быть  не менее  трех,  а  расстояние  между  зажимами и длина свободного конца каната от последнего зажима должны составлять не менее шести диаметров каната. Все  гайки  зажимов располагаются со стороны рабочей ветви, а плотность зажима считается нормальной, если  поперечное  сечение канатов после затяжки гаек составляет 0,6 от удвоенного номинального диаметра.

Концевые крепления канатов а – заплеткой; б – обжимной втулкой; в – винтовыми зажимами; г — клиновой втулкой; 1 – ветвь каната; 2 – винтовой зажим; 3 – коуш; 4 – клин.

Клиновые соединения (рис.6.5.г) в стальных втулках с клином соответствующей конфигурации.  Свободный конец каната при таком креплении должен быть выпущен за край конусного отверстия на длину равную 10…12 диаметрам каната.

Чтобы обеспечить долговечность использования канатов, их следует правильно хранить и периодически смазывать. Перед этим поверхность очищают от грязи и ржавчины и протирают обтирочными материалами, смоченными в бензине или бензоле. Для смазки применяют различные виды смазочных материалов: технический вазелин, солидол и специальную смазку на основе масленного гудрона, битума, канифоли, технического вазелина, графита. Можно пользоваться смесью солидола и битума в соотношении 1 к 9 и графитными смазками.