Настоящая инструкция разработана в соответствии с:
- «Инструкцией по применению и испытанию» защитных средств, используемых в электроустановках» Утв. Приказом № 261 Минэнерго РФ от 30.06.2003 г.;
- «Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте» ПОТ РМ-012-2000.
1. Назначение и конструкция
1.1. Каски являются средством индивидуальной защиты головы работающих от механических повреждений, агрессивных жидкостей, воды, поражения электрическим током при случайном прикосновении к токоведущим частям под напряжением до 1000 В.
1.2. В зависимости от условий применения каска может комплектоваться утепляющим подшлемником и водозащитной пелериной, противошумными наушниками, щитками для сварщиков и головными светильниками.
1.3. Общие технические требования к каскам и методы их испытаний после изготовления изложены в ГОСТ 12.4.128-83, требования к каскам строительным - #M12291 9052223ГОСТ 12.4.087-84#S, к каскам шахтерским - ГОСТ 12.4.091-80.
1.4. Каски состоят из двух основных частей: корпуса и внутренней оснастки (амортизатора и несущей ленты). Каска состоит из корпуса, внутренней оснастки и подбородочного ремня, а также по требованию потребителя может быть снабжена устройствами для крепления щитков, противошумных наушников и других средств индивидуальной защиты.
1.5. Детали внутренней оснастки изготавливаются из прочных и эластичных материалов. Для изготовления касок применяются нетоксичные материалы, устойчивые к действию серной кислоты, минеральных масел, автомобильного бензина и дезинфицирующих средств (полиэтилен, текстолит, прессованное стекловолокно и др.).Несущая лента (кроме ее затылочной части) должна иметь покрытие из натуральной или перфорированной искусственной кожи или другого пористого материала, защищающего кожу от натирания. Внутренняя оснастка каски обеспечивает возможность регулирования ее размера, при необходимости, использования подшлемника и не должна допускать перемещения каски при повороте головы и выполнении работы в наклонном положении. Конструкция несущей ленты и амортизатора обеспечивают регулирование глубины посадки каски на голове. Внутренняя оснастка и подбородочный ремень должны быть съемными и иметь устройства для крепления к корпусу каски. Подбородочный ремень должен регулироваться по длине, а способ крепления должен обеспечивать возможность его быстрого отсоединения.
1.6. Корпус каски изготовляют сплошным или составным, с козырьком или полями, без внутренних ребер жесткости. Наружная поверхность корпуса каски должна быть гладкой, без трещин и пузырей. На поверхности корпуса каски допускаются включения другого цвета в количестве, допустимом нормами на материалы. Внутренняя поверхность корпуса каски, а также наружная и внутренняя поверхности оснастки должны быть гладко обработаны, а края и кромки притуплены.Боковые поверхности корпуса каски имеют вентиляционные отверстия общей площадью не менее 200 мм, герметично перекрываемые вращающимися щитками.
1.7.Каски выпускаются двух размеров (I - от 54 до 58 см, II - от 58 до 62 см) со ступенями регулирования длины несущей ленты не более 10 мм.Каски должны обеспечивать максимальное передаваемое усилие при номинальной энергии удара 50 Дж не более 5 кН (500 кгс) - для касок первой категории качества, и не более 4,5 кН (450 кгс) - для касок высшей категории качества.
1.8.В зависимости от условий эксплуатации каски имеют следующую комплектацию:
А - для работающих в помещениях: каска;
Б - для работающих на открытом воздухе в жаркой климатической зоне: каска, перелина, подшлемник на вате;
В - для работающих на открытом воздухе в умеренной климатической зоне: каска, перелина, подшлемник на вате;
Г - для работающих на открытом воздухе в холодной климатической зоне: каска, перелина, подшлемник шерстяной;
Д - для работающих в особом климатической поясе: каска, перелина, подшлемник на вате, подшлемник шерстяной.
1.9. Корпус касок выпускается четырех цветов:
белого - для руководящего состава, начальников цехов, участков, работников службы охраны труда, государственных инспекторов органов надзора и контроля;
красного - для мастеров, прорабов, инженерно-технических работников, главных механиков и главных энергетиков;
желтого и оранжевого - для рабочих и младшего обслуживающего персонала.
1.10. Каждая каска имеет маркировку: на середине верхней части козырька каски методом литья должно быть нанесено название каски - "Строитель"; на внутренней стороне козырька или корпуса методом литья или формования должно быть нанесено: товарный знак предприятия-изготовителя, обозначение стандарта, размер каски, дата выпуска (месяц, год).
2.Испытания касок
2.1. В эксплуатации механические и электрические испытания касок не проводят.
2.2. Периодические испытания касок, находящихся в эксплуатации, проводятся не реже одного раза в полугодие в специализированных лабораториях или на предприятиях - изготовителях по направлению лица, ответственного за эксплуатацию средств индивидуальной защиты.
3.Правила пользования касками
3.1. Каски подвергаются ежедневному осмотру в течение всего срока эксплуатации с целью выявления дефектов.Перед применением каски должны быть осмотрены. Не допускается образование сквозных трещин и вмятин на корпусе, выскакивание подвески из кармана корпуса, а также нарушение целостности внутренней оснастки.
3.2. Уход за касками производится согласно инструкциям по эксплуатации. Каски, подвергшиеся ударам, а также имеющие повреждения корпуса или внутренней оснастки, должны быть заменены. Каски не подлежат ремонту.В процессе эксплуатации при необходимости каски могут подвергаться санитарной обработке путем погружения в 3-5% раствор хлорамина или 3% раствор хлорной извести на 30-60 минут с последующей промывкой в холодной воде и естественной сушкой.
3.3. Каски должны сохранять защитные свойства в течение всего срока эксплуатации при температуре окружающей среды от - 50 до + 40°С.Гарантийный срок хранения и эксплуатации касок - 2 года с даты изготовления.