Башенные краны


Башенные краны

      Рис. Башенные краны
а – с поворотной башней и маневровой стрелой КБ-60; б – с неповоротной       башней и грузовой тележкой перемещающейся по балочной стреле КБ-674:  1 – ходовые тележки; 2 – балласт; 3 – монтажная мачта; 4 – башня; 5 – распорка; 6 – противовес; 7 – грузовая лебедка; 8 – оголовок; 9 – кабина; 10 – стрела; 11 – грузовая тележка; 12 – крюковая подвеска; 13  — опорно-поворотное устройство; 14 – портал; 15 – ходовая рама.

Башенным называется кран поворотный со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни. Башенные краны подразделяются: передвижные, движущиеся по наземным крановым путям; приставные с башней прикрепляемой к возводимому сооружению; самоподъемные, опирающиеся на каркас сооружения.

По конструктивному исполнению башенные краны делятся на краны с поворотной и неповоротной башнями.

По способу изменения вылета крюка различают башенные краны (рис.) с управляемой (маневровой) стрелой и краны с грузовой тележкой перемещающейся по балочной стреле.

В кранах с поворотной башней опорно-поворотное устройство, как правило, размещено внизу, непосредственно на ходовой части крана.

В кранах с неповоротной  башней опорно-поворотное устройство размещено на верху башни. Управление всеми осуществляется машинистом из кабины, которая обычно находится на верху башни. Груз поднимается с помощью грузовой лебедки, грузового каната и крюковой подвески. Изменение вылета крюка осуществляется либо путем изменения угла наклона стрелы, либо путем перемещения грузовой тележки.

Обозначение марок крана включает в себя следующие характеристики: назначение; размерная группа; порядковый номер базовой модели  крана;  обозначение очередной модернизации; климатическое исполнение. Башенным кранам присваивают различные  буквенные обозначения, например: МСК — мобильный складывающийся кран, БК — башенный кран, АБКС — автомобильный башенный кран для сельского строительства. Цифрами указывают грузоподъемность (например, АБКС-5), грузоподъемность и вылет (МСК-10-20) или  грузовой момент (БК-1000).

Раздел Правил устанавливает требования к установке на башенных кранах приборов и устройств безопасности.

Башенные краны должны быть оборудованы ограничителями рабочих движений для автоматической остановки:

  • механизма подъема грузозахватного органа;
  • механизма изменения вылета;
  • механизма передвижения крана и его грузовых тележек.

Ограничители механизмов передвижения  должны  обеспечивать отключение двигателей  механизмов  на  расстоянии  до  упора не менее полного пути торможения.

Башенные краны должны быть оборудованы ограничителями грузоподъемности (грузового  момента), автоматически отключающим механизмы подъема груза и вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность крана для данного вылета. После срабатывания ограничителя грузоподъемности должно быть, возможно, опускание груза или включение других механизмов для уменьшения грузового момента.

Башенные краны грузоподъемностью более 5 т должны быть оборудованы регистраторами параметров их работы.

Краны с высотой до верха оголовка более 15 м должны быть снабжены  анемометром, автоматически включающим звуковой сигнал при достижении скорости ветра, указанной в паспорте для рабочего состояния крана.

Краны и грузовые тележки, передвигающиеся по крановому пути, должны  быть снабжены опорными деталями на случай поломки колес и осей ходовых устройств.

Кроме того, башенные краны должны иметь защиту от падения груза и стрелы при обрыве любой из трех фаз, противоугонные устройства, ограничитель выдвижения башни, молниеотвод  и габаритную световую сигнализацию, звуковой сигнал, а для кранов с изменяемым вылетом стрелы, устройство, предотвращающее запрокидывание стрелы.